Пожар и короткое замыкание на самой старой, красной ветке московского метро — Сокольнической линии — случились на следующий день после заявления Сергея Собянина об уходе в отставку, чтобы на досрочных выборах в сентябре стать мэром Москвы до 2018 года, как раз на весь нынешний путинский президентский срок. Пожар в тоннеле московского метро привел к транспортному коллапсу. Пострадал 61 человек, 17 из которых были доставлены в больницы. В течение дня тысячи людей из-за транспортных проблем в центре не могли добраться не только на работу, но и к электричкам до аэропортов. В социальных сетях на случившееся отреагировали распространившейся, как пожар в тоннеле станции «Охотный Ряд», шуткой: «В метро выбирают нового мэра. Пока дым черный» (черный дым во время выборов папы римского означает, что понтифик пока не избран).
Собянин поставил во главе Московского метрополитена бывшего главу Калининградской железной дороги Ивана Беседина. Хотя технологически железная дорога и метро даже более разные вещи, чем опера и балет. Новый глава Московского метрополитена, что называется, несколько «не в теме».
Московские власти заявили о титанических планах строительства десятков станций метро, но не сумели добиться нормальной эксплуатации существующего метрохозяйства. В Москве не удалось ввести в срок ни одну ремонтировавшуюся станцию метро и эскалаторы на них.
Причем сменившие лужковских собянинские чиновники мэрии давали замечательные объяснения постоянным просрочкам: оказывается, эскалаторы для московского метро производит только один завод в Санкт-Петербурге, и он не успевает поставлять их. На ту же станцию «Охотный Ряд», где сейчас произошел пожар силового кабеля, 27 января 2011 года спускался сам тогдашний президент Дмитрий Медведев, которому с помпой демонстрировали первый в столичной подземке металлоискатель. При этом силовые кабели в метро либо не меняют, либо не следят за их текущим состоянием. Машинисты в интервью СМИ жалуются на постоянные вычеты из зарплат в результате введения непонятной системы наказаний — в частности, за опоздание по графику, которое случается постоянно из-за большого количества людей на станциях в час пик и неизбежного замедления посадки в вагоны, так и за превышение скорости, чтобы это опоздание нагнать. Кроме того, они утверждают, что новые вагоны, активно закупаемые столичной мэрией у иностранных производителей, быстро изнашиваются и вообще не ремонтируются. Из-за этого увеличивается угроза пожаров не только в тоннелях, но и в самих вагонах.
ЧП в метро, безусловно, возможны везде, где есть этот сложный в эксплуатации и крайне необходимый вид транспорта. Но в Москве они будут возникать постоянно в связи с низким качеством обслуживания инфраструктуры метрополитена, которая не терпит дилетантского подхода.
Тут же выяснилось, что прокуратура требовала устранить аналогичные нарушения в московском метро еще месяц назад, после задымления на фиолетовой ветке. Тогда же в адрес руководства ГУП «Московский метрополитен» по результатам проверки было внесено представление. «По результатам рассмотрения представления к дисциплинарной ответственности в виде выговора привлечен заместитель начальника Службы тоннельных сооружений ГУП «Московский метрополитен», — говорится в сообщении на сайте столичной прокуратуры.
Высокопоставленные российские чиновники унаследовали от своих советских коллег привычку красоваться перед телекамерами во время пуска очередной станции метро. Так приятно на камеру разрезать ленточку или позировать в строительной каске. Впрочем,
после нынешнего ЧП вряд ли Сергей Собянин в каске, открывающий новую станцию метро в рамках своей внезапной предвыборной кампании, будет смотреться выигрышно. Правда, политтехнологи запросто могут подсказать ему спуститься в тоннель, надеть каску и посмотреть, как рабочие чинят силовой кабель.
В любом случае транспортный коллапс из-за пожаров в московском метро — красная метка столичному градоначальнику. Такие события только добавляют протестных настроений в Москве, на погашение которых и направлена затея с досрочными выборами мэра.