Словосочетание «реформа ЖКХ» вызывает у граждан нашей страны устойчивую аллергию вот уже полтора десятка лет – с тех пор, как в 1997 году о начале реформирования ЖКХ нам объявили первые вице-премьеры Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Суть озвученных ими предложений была проста: одновременный отказ государства от своих обязанностей в этой сфере и перекладывание всей ответственности за состояние жилкомхоза на граждан, которые должны были из своего кармана оплачивать произвольно устанавливаемые тарифы, воровство коммунальных чиновников и изношенность инфраструктуры.
То, что называлось «концепцией реформирования», было бессмысленным и беспомощным набором общих слов. Она не содержала никаких реальных механизмов развития конкуренции, не решала вопрос о задолженности государства за ранее невыполненный капитальный ремонт и многие другие проблемы.
И неудивительно, что тема ЖКХ по своему политическому и экономическому значению и масштабу давно вышла в число наиболее значимых. Однако до сих пор так и не подведены итоги реформы и не осмыслены многочисленные ошибки.
В проекте основного доклада к заседанию Госсовета справедливо отмечается, что плата за теплоснабжение в России достигла уровня Финляндии, при существенно более высоких потерях и затратах на производство тепловой энергии. Износ основных инженерных систем и коммуникаций в некоторых городах достигает 80–90%. Роспотребнадзор фиксирует огромное количество отклонений от требований к качеству питьевой воды. Люди продолжают жить в ветхом и аварийном жилье, которое государство не может расселить. Россия уже не один год стоит на пороге острого кризиса всей системы ЖКХ – и удивляться можно только тому, что он еще не случился.
О чем в последнее время больше всего говорят, когда речь идет о ЖКХ? Правильно: о непомерно выросшей квартплате. Сейчас самая большая строчка в квитанции за квартплату — отопление и горячая вода, формирование и утверждение тарифов непрозрачно, а сами тарифы завышены, потому что в них включены необоснованные затраты монополистов. При этом поставщики тепла получают субсидии из бюджета, а ответственность за некачественные услуги минимальна. Ситуация ненормальная, но малокомпетентные и поспешные попытки федерального правительства по исправлению ситуации, «с колес» одобряемые Госдумой без анализа и широкого обсуждения, не могут ничего исправить.
Пример такого малоосмысленного решения — принятый в 2009 году закон об энергосбережении, которые свелся к установке приборов учета за счет средств граждан, проведению формальных обследований и составлению бессмысленной отчетности. Чем это оборачивается на практике, я вижу по обращениям ко мне петербургских избирателей. Приведу только один, но очень выразительный пример, который касается социального дома, построенного для ветеранов и инвалидов.
В одном из таких домов (судя по квитанциям) на общедомовые нужды уходит более 40 кубометров воды в месяц для каждой квартиры. И только за счет общедомовых нужд ежемесячный платеж для граждан увеличивается на 2500 рублей. Нормально ли это? Конечно же нет, потому что такого расхода воды не может быть.
Реальный расход воды на общедомовые нужды, как показано практикой, не более 10% от объема индивидуального потребления в квартире. А тут получается не 10%, а 2000%, потому что в квартире у заявителей потребляется только 2 кубометра воды в месяц. Кроме того, 40 кубометров – это 40 тысяч литров воды. Для мытья одного подъезда в среднем используется три ведра воды, или 30 литров. В доме 4 подъезда, и их моют каждую неделю. За месяц получается расход от 500 до 1000 литров. А тут с каждой квартиры на эти цели по 40 тысяч литров?
Совершенно очевидный обман, за который граждане должны платить из своего кармана. И обман сознательный: формулы расчета на «общедомовые нужды» специально так придуманы, чтобы можно было включить в этот расход все утечки, потери, расходы воды в магазинах, барах и других помещениях первых этажей, сдаваемых в коммерческую аренду, и так далее. Этот обман заложен 354-м постановлением правительства, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. Заметим: правительство уже 7 лет постоянно уточняет эти правила, и с каждыми правками вылезают все более грубые и опасные ошибки. В прошлом году в Петербурге правила ввели в действие в полном объеме – и случился коллапс, из которого сейчас еле-еле выкарабкиваются.
В апреле федеральное правительство, поняв, что сделало глупость, снова изменило правила: теперь расходы воды на общедомовые нужды не могут превышать расчетный норматив, а разницу управляющие организации будут компенсировать за счет средств на эксплуатацию и ремонт.
Казалось бы, все хорошо. Но при непосредственных расчетах граждан с монополистами такое ограничение действовать не будет. И получается, что работа без посредников для граждан будет заведомо невыгодна. И упомянутый выше обман будет продолжаться. Кстати,
чрезвычайно опасными являются предложения (озвученные перед Госсоветом) о возможности передавать внутридомовые инженерные сети монополистам. Это приведет только к новому росту размера платы, потому что конкуренция на разных товарных рынках (жилищные и коммунальные услуги) невозможна, а монополисты не заинтересованы в экономии ресурсов и по определению будут злоупотреблять своим положением.
Кроме того, такие решения будут негативно отражаться на качестве работ по обслуживанию дома.
Как с этим бороться? Только объединением усилий собственников «снизу», в том числе созданием ТСЖ. Очень хорошо видно, что в эффективных ТСЖ и ЖСК проблем с оплатой коммунальных услуг (в том числе на общедомовые нужды) значительно меньше. Потому что в них управляют самостоятельно или нанимают квалифицированную управляющую компанию, которая, с одной стороны, внимательно следит за подлинным расходом коммунальных ресурсов, утепляет подъезды, изолирует трубы, а с другой стороны – находится под контролем собственников. Если собственники не готовы к созданию ТСЖ, нужно искать более простые формы объединения, например создавать совет многоквартирного дома.
А вот местные власти, как показывает практика, нередко навязывают гражданам управляющие компании, тесно связанные с чиновниками или их родственниками и друзьями. Получается новая монополия. А конкуренция чиновникам совершенно не нужна! Не нужен им и рост правовой культуры собственников жилья: власть опасается любой гражданской активности, любого объединения людей, потому что из него могут возникнуть и политические требования.
Важнейшая проблема сегодня – капитальный ремонт, точнее «недоремонт», который государство было обязано провести, но не провело. Правительство так и не смогло предложить внятный способ возврата своей задолженности за «недоремонт»; вместо этого с 2014 года будет введена обязательная плата за капитальный ремонт. По сути, это означает, что государство отказывается от своих обязательств!
Что можно предложить? Во-первых, государство должно признать эти обязательства, а во-вторых – средства граждан должны идти на капремонт только их дома. Для этого собственники в течение двух месяцев с момента утверждения региональной программы капремонта должны принять решение о создании собственного счета многоквартирного дома. Тогда деньги, собранные с жителей, пойдут на капремонт их дома, а не «растворятся» в «общем котле». Конечно, давно выработаны конкретные предложения. У «Яблока», например, есть комплексная программа, направленная на предотвращение кризисного сценария в ЖКХ.
В первую очередь необходимо привлечение частных инвестиций в ЖКХ, что невозможно без политической реформы, отделения бизнеса от власти, уважения к правам собственности, создания независимой судебной системы. Пока всего этого в России нет, ЖКХ не получит должного развития.
Кроме того, надо привлекать в сферу коммунальных услуг и государственные средства, но лишь при выполнении жестких условий — прозрачности расходования средств и применения современных технологий.
Далее надо разработать механизм возврата задолженности государства за капитальный ремонт. Возможны и косвенные методы: государство финансирует модернизацию коммунальной инфраструктуры и радикально снижает тарифы для многоквартирных домов, где признана его задолженность, а собственники на сэкономленные средства получают возможность взять кредит для выполнения капитального ремонта.
Важнейшее дело — эффективное антимонопольное регулирование в сфере предоставления коммунальных услуг, не позволяющее завышать тарифы и усложнять доступ к инфраструктуре для бизнеса. Все государственные и муниципальные предприятия, оказывающие услуги по управлению домами, должны быть приватизированы, а участие властей в деятельности коммерческих управляющих организаций запрещено. Иначе все снова обернется новой монополией (как той, которую сейчас предлагают создать в Петербурге – «единую государственную управляющую компанию»).
Необходим независимый общественный контроль за ЖКХ и существенное повышение информированности граждан о правах и обязанностях в сфере ЖКХ. Свои права может эффективно защищать только тот, кто хорошо их знает.
Финансовая ответственность поставщиков коммунальных услуг перед потребителями за некачественные услуги должна быть резко усилена.
Необходимо запретить изъятие властями общего имущества собственников многоквартирных домов (подвалов, чердаков) и его продажи или аренды сторонним лицам. И прекратить порочную практику оформления прав собственности на земельные участки многоквартирных домов «по обрезу фундамента». Жители должны получить необходимую для них придомовую территорию и оформить ее в собственность.
Наконец, необходима госпрограмма по расселению ветхого и аварийного жилья за счет накопленных в государстве резервов: сейчас огромное число граждан вынуждены жить в таких домах, годами ожидая предоставления нормального жилья.
Все эти меры являются составной частью стратегии «Земля--Дома--Дороги». Мы считаем, что у граждан должен быть выбор – проживать в многоквартирных домах или строить собственное жилье. При этом строительство жилья, дорог, инфраструктуры предоставляет уникальную возможность повышения внутреннего спроса, развития территорий и создания рабочих мест.
Мы уверены: вырваться из порочного круга «реформы ЖКХ» (сводящейся к одному и тому же набору повторяемых годами бессмысленных шагов) можно. Для этого нужны знания, учет накопленного опыта, но главное — политическая воля к смене тупиковой политической системы.
Автор — лидер фракции «Яблоко» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга