Российская промышленность стремительно теряет конкурентоспособность на мировом рынке. Одна из основных причин — постоянное повышение цен и тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные грузоперевозки. Если государство кардинально не пересмотрит политику в отношении естественных монополий, отечественные производители будут вытеснены не только с внешних, но и с внутренних рынков. После присоединения к ВТО в Россию беспрепятственно импортируются товары из стран с более развитой инфраструктурой, доступными энергоносителями и адекватной стоимостью кредитных ресурсов.
Создается впечатление, что все забыли, что основная задача естественных монополий – создавать условия для развития промышленности и роста экономики. По крайней мере только этим можно объяснить тот факт, что за последние пять лет тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий выросли в среднем в 2,1 раза, на природный газ – в 2,6 раза.
В сфере железнодорожных перевозок дела обстоят лучше, тем не менее тарифы выросли в 1,7–1,9 раза. В России цена на газ продолжает расти, а в США за последние пять лет она снизилась почти в три раза. Для сравнения: сейчас американские предприятия платят за тысячу кубометров 129 долларов, российские — 134 доллара. Рост цен на газ приводит к увеличению тарифов на теплоэнергию и другие коммунальные услуги, ускоряя инфляцию.
Отсутствие конкуренции на рынке газа не позволяет сформировать рыночную цену на топливо. С одной стороны, это связано с тем, что «Газпром» занимает почти монопольное положение на региональных рынках и, в отсутствие альтернативы, контролирует единую газотранспортную систему. С другой стороны, фактором риска является возможный дефицит газа на внутреннем рынке в условиях существующих обязательств по внешним поставкам.
Рост цен на электроэнергию и неэффективность инвестпрограмм — следствие искаженных стимулов для производителей электроэнергии. Идеология повышения тарифов с целью стимулирования потребителей к снижению издержек не распространяется на сами монополии. Такие методы тарифного регулирования как «затраты плюс» и RAB-регулирование не только не мотивируют монополии к борьбе с издержками, но и зачастую приводят к не всегда оправданному расширению инвестпрограмм и завышению их стоимости. При этом мощности естественных монополий, построенные в рамках реализации инвестпрограмм, либо остаются невостребованными, либо используются неэффективно. Например, величина резервирования генерации мощностей для покрытия пиковых нагрузок в России в два раза больше, чем в Европе, и в три раза больше, чем в США.
Похожая ситуация сложилась на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Несмотря на все усилия железнодорожников, текущий уровень тарифов создает предпосылки не для роста объема перевозок, а для их снижения. При этом высокие тарифы не решают задач по долгосрочному развитию РЖД. Приведу пример: стоимость присоединения новых потребителей к железнодорожной сети часто находится на запретительном уровне, а уровень тарифов на грузоперевозки делает многие виды бизнеса нерентабельными. Только чтобы присоединить строящиеся Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы, нужно заплатить 3 и 2 млрд рублей соответственно. Это значит, что около 5% планируемых инвестиций будет потрачено только на то, чтобы протянуть ветку и включиться в единую железнодорожную сеть. Между тем строительство этих заводов само по себе обеспечит увеличение грузоперевозок и, соответственно, рост доходов монополии. Добавлю, что положение усугубляется отсутствием эффективной системы льгот для крупных потребителей.
Чтобы добиться ускорения экономического роста, нужно снижать издержки для бизнеса, а для этого – менять политику в отношении естественных монополий и добиваться того, чтобы их услуги были доступными и качественными.
Что мы предлагаем сделать?
Во-первых, ограничить рост тарифов в ближайшие три года уровнем, не превышающим 75% от инфляции в предыдущем году. Важно также, чтобы у предприятий были возможности для получения скидок и использования механизмов «тарифного коридора».
Во-вторых, важно обеспечить для промышленных предприятий бесплатное подключение к инфраструктуре. Каждое новое предприятие – это новый потребитель. Затраты на подключение окупятся за счет расширения сбыта.
Новые проекты в сфере естественных монополий и расшивка «узких мест» в развитии инфраструктуры должны финансироваться государством. «Выпадающие доходы» естественных монополий, возникающие из-за ограничения темпов роста тарифов, необходимо компенсировать за счет повышения эффективности их работы. Эти средства должны стать дополнительным источником инвестиций в отрасль, а не резервом для искусственного ограничения доходности.
Наконец, необходим общественный контроль качества услуг естественных монополий.
Нужны советы потребителей, которые будут осуществлять экспертизу инвестпрограмм монополий как на этапе формирования, так и на этапе исполнения. Если бы такие советы существовали сейчас, то они бы никогда не согласовали сегодняшние инвестиционные программы.
Кроме того, важно отказаться от принципа равнодоходности с поставками газа в Европу, обеспечить недискриминационный доступ к «трубе» независимых производителей, возобновить биржевую торговлю газом до 15% от годового объема продаж. В то же время необходимо стимулировать заключение долгосрочных двусторонних договоров в энергетике, прекратить перекрестное субсидирование, обеспечить мотивацию чиновников и менеджеров энергокомпаний максимально загружать простаивающие мощности и сокращать издержки.
В свое время был такой лозунг – «перейти к рыночному ценообразованию во всех отраслях в кратчайшие сроки». Сейчас у нас почти во всех отраслях действует рыночное ценообразование. Считаю, что довести к 2016 году объем конкурентного рынка до 80% в тех отраслях естественных монополий, где это возможно, – реалистичная задача.
Необходимо разорвать порочный круг, когда тарифы разгоняют инфляцию, инфляция разгоняет тарифы и процентные ставки по кредитам, а монополии берут деньги под высокие ставки и закладывают эти издержки в тарифы для потребителей. Теперь, когда Россия вступила в ВТО, рынок открыт, и в этой большой игре мы не можем и не должны проиграть.
Автор — председатель наблюдательного совета «Базового элемента»