Лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров, выступая с лекцией перед студентами Сибирского федерального университета, заявил, что «Ё-мобиль» может стать мировым брендом. При этом Прохоров подчеркнул, что в России пока один узнаваемый бренд — это Владимир Путин.
Судьба «Ё-мобиля» для популяризации России в мире — дело десятое. От того, что некоторые российские автомобили с далеких советских времен и до сих пор экспортируются в страны глубоко третьего мира, наш автопром не утратил имидж производителя ведерок с гвоздями на колесах. Гораздо важнее для понимания роли и места России в современной мировой цивилизации замечание Прохорова относительно того, что единственный узнаваемый бренд страны в мире — ее национальный лидер.
Если единственным узнаваемым брендом страны является ее правитель, если у этой страны нет ни одного культурного, технологического или научного бренда мирового значения и мировой известности, это объективный показатель технологической и политической отсталости.
Обычно несменяемые правители являются единственными брендами диктаторских стран вроде Северной Кореи (которая вообще фигурирует в мировой политической повестке только в связи с вопросом ядерного оружия при невменяемом политическом режиме), Венесуэлы (при Чавесе, Мадуро брендом не станет) или Кубы (при Фиделе Кастро).
Даже в советские времена у страны было куда больше узнаваемых брендов — спутник, вошедший без перевода во все главные мировые языки после запуска первого искусственного спутника Земли, Юрий Гагарин, балет. В горбачевские времена — perestroika и glasnost. Ну и главный советский бренд — автомат Калашникова, конечно, который до сих пор остается одним из символов России в мире — но той, советской России.
Собственно, Путин заместил собой всю объективную пустоту, которой характеризуется постсоветская история России и прежде всего история его собственного правления с точки зрения вклада страны в развитие человечества. Постсоветская Россия не дала миру великих писателей и художников, не создала у себя что-то хотя бы отдаленно похожее на созданный выходцем из России Google. «Русский медведь» в мире ассоциируется отнюдь не с партией «Единая Россия», а с образом дикой страны, которая, несмотря на все исторические потрясения, так и не может выйти на магистральную дорогу нормального политического и экономического развития. Брендами современной России отчасти стали «русская мафия» и «чеченские террористы». Но им уже не является Bolshoi, где давно не было великих спектаклей, зато балетная труппа выясняет отношения с помощью банок с кислотой. Россия не утратила статуса важной космической державы, но неудач и аварий в этой сфере у страны столько, что и ракеты перестали быть брендом страны.
Политическая стагнация и уничтожение атмосферы творчества и свободного предпринимательства, в которой только и рождаются мировые бренды, привели Россию к очевидному глубокому упадку.
Одним из показателей этого упадка как раз и является тот понятийный ряд, с которым ассоциируется в мире путинская Россия. Время от времени в мировых новостях всплывали то «Норд-ост» после страшного теракта в Москве, то Ходорковский после начала дела ЮКОСа, то «Газпром» после очередной порции газовых войн с Украиной и конфликтов с европейскими покупателями российского газа.
Российский правитель известен всему миру и стал олицетворением страны. Но это практически все, чем знаменита Россия, что ей есть предъявить мировому сообществу. Достаточно скромный вклад для страны, которая, судя по риторике власти, претендует на место одного из планетарных лидеров и архитекторов современного миропорядка. Теперь вот еще, если Прохоров постарается, будем мы на весь мир знамениты своим «Ё-мобилем» из «Ё-России»…