Середина мая с точки зрения партстроительства интересна в двух отношениях. С одной стороны, 10 мая исполнился год со дня регистрации первой партии по обновленному закону – это была Демократическая партия России, возглавляемая Андреем Богдановым. С другой стороны, осталось меньше месяца до старта избирательных кампаний по выборам 8 сентября: по закону региональные выборы должны быть назначены в период между 30 мая и 9 июня, а муниципальные – между 9 и 19 июня. Поэтому уже сейчас можно оценивать, сколько партий смогут принять участие в сентябрьских выборах.
Итоги года: регистрации и отказы
За прошедший год Минюст зарегистрировал 59 новых партий, но две из них (Российская сетевая партия и Российская консервативная партия «За нашу Родину») уже лишились регистрации, не успев за полгода зарегистрировать 42 региональных отделения. Таким образом, с учетом 8 ранее существовавших партий (включая восстановленную РПР–ПАРНАС), в списке зарегистрированных на сайте Минюста на 14 мая значатся 65 политических партий.
Отказов в регистрации тоже немало. К сожалению, в этом отношении сайт Минюста недостаточно информативен. Так, еще 13 января на нем была информация об отказах 8 партиям. А неделю спустя на сайте вместо этого списка появилось сообщение: «В 2013 г. Минюстом России не принимались решения об отказе в государственной регистрации политических партий». Затем список отказов стал формироваться заново, сейчас в нем 11 партий. В то же время известно, что 29 декабря 2012 года Минюст направил Павлу Рассудову уведомление об отказе в регистрации Пиратской партии России, но этой партии не было в списке отказников на 13 января. Таким образом, у нас нет точной информации, скольким партиям было отказано в самом конце 2012 года. Но если считать, что только Пиратской, то получается, что всего отказы получили 20 партий (точнее, 18, поскольку партия «Курсом Правды и Единения» и Нетократическая партия успели получить отказ дважды). И соотношение регистраций и отказов получается примерно 3:1.
Год назад среди экспертов высказывались опасения: поскольку основания для отказа в регистрации в законе остались широкие и расплывчатые, можно было ожидать, что Минюст будет отказывать в первую очередь наиболее серьезным оппозиционным партиям. Пока это опасение в основном не оправдалось.
Среди зарегистрированных партий – «Гражданская платформа», «Демократический выбор», «Российский общенародный союз», «Российский Объединенный Трудовой Фронт». Отказы же получили в основном партии с малоизвестными лидерами и экзотическими названиями (Нетократическая партия России, «Самодержавная Россия», «МММ», «КОЛОКОЛ», Имперская партия и др.). Исключением пока можно считать партию «Свобода и Народовластие» во главе с известным политиком Виктором Черепковым. И в какой-то степени – Пиратскую партию, связанную с протестным движением.
Насколько обоснованы отказы – сказать невозможно, у нас нет для этого информации. Только лидер Пиратской партии дал подробный разбор претензий Минюста, из которых можно понять, что основания для отказа весьма сомнительны.
В то же время нет ясности относительно еще нескольких партий. Недавно была приостановлена регистрация «Народного альянса», созданного сподвижниками Алексея Навального. Неизвестна и судьба связанных с протестным движением Партии 5 декабря и Национал-демократической партии.
Любопытна ситуация с приостановлением регистрации. Возможность приостановления – тоже новелла федерального закона от 2 апреля 2012 года. Информация о приостановлении регистрации партий стала доступна только с октября. Из других источников известно, что до этого приостанавливалась регистрация «Демократического выбора». Придирки к этой партии были довольно мелкие, и ей даже не пришлось заново собирать съезд. С октября известно о приостановлении регистрации 25 партий. Из них 8 впоследствии были зарегистрированы («Национальная Безопасность России», «Союз труда», «Российский Объединенный Трудовой Фронт», «Демократическая правовая Россия», Партия Возрождения Села, Объединенная аграрно-промышленная партия России, «ДОСТОИНСТВО», «Партия Великое Отечество»), 6 получили отказы, 6 еще значатся в списке партий, чья регистрация приостановлена, судьба остальных 5 мне неизвестна.
Ситуация перед выборами
В июне – сентябре нас ждет грандиозная избирательная кампания – первая после замены двух единых дней голосования в году на один. Выборы губернаторов должны пройти в 7 регионах, региональных парламентов – в 16. Кроме того, предстоят выборы 8 мэров и 12 горсоветов региональных центров.
На сегодняшний день право участвовать в выборах имеют 45 партий из 65 зарегистрированных. Сколько еще получат это право за оставшиеся до начала кампании две-три недели? Если судить по информации о регистрации региональных отделений, то полагаю, что от 4 до 8, то есть общее число партий, которые смогут принять участие в сентябрьских выборах, 49 – 53.
Но все ли партии реально примут участие в выборах? Напомню, что в выборах 14 октября прошлого года имели право участвовать от 19 до 27 партий, при этом в выборах каждого регионального парламента (кроме Сахалинского) приняли участие более половины партий, имевших на это право.
Зачем партиям участвовать в региональных выборах? С одной стороны, это опыт, тренировка, обкатка своих технологий, раскрутка бренда. С другой стороны – определенные затраты (впрочем, с отменой необходимости сбора подписей они могут быть сведены к минимуму). Да и приобретение нежелательного имиджа неудачника в случае слабого выступления.
Но есть еще один фактор. В законе о политических партиях сказано, что партия за семилетний период должна принять участие в некотором количестве выборов, иначе она будет ликвидирована. Варианты участия следующие (для сохранения партии достаточно одного варианта):
1) выборы в Государственную думу;
2) выборы президента;
3) выборы не менее 20% региональных парламентов (то есть не менее 17);
4) муниципальные выборы не менее чем в половине регионов.
С точки зрения этого перечня сложнее всего с муниципальными выборами, а также выборами президента (где нужно собрать в соответствии с действующим законом 100 тысяч подписей, не говоря уже об осложнениях политического характера). Поэтому
основной выбор для новых партий: делать ставку на участие в думских или региональных выборах. Понятно, что одно не исключает другого, но все же тут вопрос в приоритете.
Однако в отношении думских выборов еще остается много неопределенности: какие будут правила? Кое-что, конечно, прояснится, когда проект нового закона о выборах в Госдуму будет принят во втором чтении (хотя мы пока не знаем, произойдет ли это до начала сентябрьской кампании). Но закон может меняться и впоследствии, даже весьма вероятно, что он будет меняться. Так что неопределенность в любом случае останется.
А сигналы о том, что участие в думских выборах может быть осложнено, поступают. В частности, известно о планах отказаться от заявительной регистрации для списков новых партий, заставить их собирать подписи, как это было до прошлого года. Это уже обсуждается для выборов в Госдуму, но нельзя исключить, что подобное изменение будет принято и для региональных выборов, правда, уже не для ближайших.
Но даже если останется заявительная регистрация, для закона о выборах в Госдуму придуман некий паллиативный фильтр для слабых партий: в списке должно быть не менее 200 кандидатов. Это, конечно, вполне преодолимо, но требует серьезных усилий, поскольку на каждого кандидата нужно представить солидную пачку документов. И в связи со всеми этими обстоятельствами
руководители партий могут сделать вывод: неизвестно, как еще все сложится с думскими выборами, поэтому надо принять по максимуму участие в региональных выборах сентября этого года. Ведь если пойти на все 16 выборов, то для «семилетнего зачета» останется только один регион, а те партии, которые уже принимали участие в прошлогодних региональных выборах, могут после этого 7 лет «спать спокойно».
Я полагаю, что такие мысли посещают многих партийных руководителей, и потому можно ожидать довольно активного участия новых партий в сентябрьских региональных выборах. Впрочем, радоваться тут нечему: большое число партий в бюллетене затрудняет выбор избирателя, осложняет ведение агитационной кампании для серьезных партий. Многие эксперты полагают, что именно в этом и состоял замысел Кремля, когда было решено одновременно либерализовать правила регистрации партий и освободить партии от сбора подписей. Что ж, сентябрьская кампания покажет, насколько этот замысел удался.
Автор — эксперт Комитета гражданских инициатив