ВЦИОМ обнародовал данные проводящегося ежегодно с 2008 года традиционного опроса россиян на вечную тему личного счастья. Социологи спрашивали у людей, считают ли они себя счастливыми, почему «да» и почему «нет», а также кого, на их взгляд, больше вокруг — счастливых или несчастных.
Оказалось, что счастливыми в той или иной мере себя ощущают 77% россиян, несчастными — 18%. Два года назад счастливых было существенно меньше (67%), а год назад, наоборот, больше — 82%.
Больше всего счастливых оказалось среди столичных жителей (82%), молодежи 18—24 лет (87%) и граждан с высшим образованием (84%).
При этом счастье людей преимущественно зависит от личных факторов, а не от окружающей действительности. Те, кто ощущает себя счастливыми, связывают это состояние прежде всего с благополучием в семье (29%). Важными «факторами счастья» стали также дети и внуки (18%) и «в целом удавшаяся жизнь» (17%). Среди прочих причин чувствовать себя счастливым — хорошая работа (10%), здоровье — свое и близких (6%), отсутствие причин для печали (3%). 20% вообще не смогли объяснить, почему счастливы.
Основная причина несчастий как раз в большей степени связана с общей ситуацией в стране — это бедность (19% несчастных россиян назвали ее основной причиной такого самоощущения). Реже это состояние объясняется болезнями и старостью (7%), отсутствием хорошей работы, жизненными проблемами (по 4%). Более половины чувствующих себя несчастными — 52% — не смогли объяснить причин своего несчастья. И это еще раз доказывает, что счастье и несчастье определяются либо относительным внешним благополучием и здоровьем человека, либо иррациональными, экзистенциальными факторами — индивидуальным состоянием отдельной человеческой души.
Относительное большинство россиян считает, что их окружают в основном счастливые люди (42% против 49% год назад). Но это существенно меньше, чем общее число считающих себя счастливыми. Получается, люди не склонны преувеличивать чужое счастье.
Конечно, если подводить под этот опрос политическую базу, сразу покажется, будто бы фиксируемый социологами в последние годы рост протестных настроений в обществе не имеет под собой оснований.
Особенно в столицах, где, по данным опроса ВЦИОМ, более 80% людей счастливы. Однако достаточно посмотреть на проблему счастья в масштабах всего мира, чтобы понять, что доля политики в персональном человеческом счастье не так уж велика.
Британские исследователи из New Economics Foundation (NEF) по особой методике составляют ежегодный Happy Planet Index — страновый рейтинг счастья. По данным за 2006 год, когда рейтинговали 178 государств, среди лидеров фигурировали Колумбия. Коста-Рика, Доминиканская Республика, Ямайка, Сальвадор, Венесуэла, Куба. Эта тенденция сохранилась в рейтингах за 2009 и 2012 год с меньшим количеством стран-участниц. При этом в первую двадцатку никогда не входила ни одна из наиболее экономически развитых и богатых стран мира. Например, та же Швейцария, которая в обывательском сознании россиян является чуть ли не раем на земле, в этих рейтингах счастья в разные годы занимала места в шестом и седьмом десятке.
Впрочем, большое количество людей, считающих себя счастливыми, вовсе не повод радоваться и самой власти. Во-первых, несчастных в России все-таки гораздо больше, чем нужно для действительно массовых акций протеста. Во-вторых,
счастье людей не зависит от политики в еще большей степени, чем несчастье. Не случайно счастливых людей в стране намного больше, чем тех, кто голосовал за нынешнего президента, не говоря уже о «Единой России».
На градус агрессии в обществе индекс счастья тоже влияет не особенно. Если сравнить данные по преступности с количеством счастливых людей, никакой жесткой связи между высоким уровнем счастья и низким уровнем преступности не просматривается.
В любом случае для каждого человека важно быть счастливым. И если 77% россиян считают себя таковыми, им можно только позавидовать. Жаль только, что это счастье не очень транслируется на улицы наших городов и сел. В крупных российских городах улыбающихся и светящихся счастьем людей встретишь редко. Зато откровенно угрюмых, усталых и даже злых лиц, увы, хоть отбавляй.