Офицеры центрального аппарата ФСБ обратились в «Новую газету» с заявлением, что их отдел почти полным составом отказывается выходить на службу. Коллектив таким образом выступает против освобождения судом под подписку о невыезде обвиняемых в похищении и вымогательстве чеченских полицейских, входивших в личную охрану Рамзана Кадырова. «Зачем мы ездили в Чечню и собирали доказательную базу? Там нас пасли натуральные бандиты в форме, и мы почти стали заложниками. Люди в отделе возмущены до крайности!» — сказал один из героев публикации, полковник ФСБ. По его словам, «пришел помощник директора ФСБ и заявил, что есть указание с самого верха: «До окончания Олимпиады в Сочи окружение Кадырова не трогать». Мол, с ними потом будут разбираться».
Речь идет о четырех сотрудниках чеченского МВД и трех их знакомых, арестованных год назад по делу о похищении и вымогательстве. Среди них советник Кадырова по безопасности Зелимхан Исраилов, оперуполномоченный уголовного розыска ОВД по Щелковскому району Джамбулат Мухматмурзиев, оперуполномоченный уголовного розыска ОВД по Урус-Мартановскому району Мусхаджи Мусулаев, оперуполномоченный ОВД по Ножай-Юртовскому району Хож-Ахмед Исраилов, инспектор спецбатальона ДПС ГИБДД МВД Чечни Адам Исраилов. По версии следствия, в августе 2011 года они похитили в Москве уроженца Грузии, отвезли в частный дом в Подмосковье, где, требуя отдать автомобиль, несколько дней избивали. Когда он согласился расстаться со своей машиной, его освободили: выбросили на обочине трассы. Дело держит под личным контролем глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, что не помешало суду отпустить задержанных под подписку о невыезде.
Фактически налицо протест одной части силовой машины государства против другой. Разумеется, вряд ли бы офицеры ФСБ согласились на утечку в СМИ этой информации, да еще со сливом о якобы транслировавшемся помощником директора ФСБ высочайшем указании «не трогать людей Кадырова до конца Олимпиады», если бы не существовало внутренних аппаратных разборок внутри самого влиятельного силового ведомства России.
Однако и указание кого-то «не трогать», и слова о «бандитах в форме», мягко говоря, соответствуют действительности. У российских силовиков действительно есть большие проблемы с работой на Кавказе. Особенно велики эти проблемы в Чечне.
Путин сделал Чечню абсолютной политической и военной вотчиной клана Кадыровых. В результате те же офицеры ФСБ, чувствующие себя абсолютными хозяевами жизни на остальной территории России, оказываются бессильны перед таким же негласным правом чеченских силовиков не подчиняться законам страны.
Вся эта история показывает ключевые узлы сегодняшнего устройства страны. Что суды руководствуются негласными указаниями, а не законами. Что Кавказ не Россия. Что офицерам ФСБ предлагают взятки за то, чтобы замять уголовное дело.
Ну и заодно получилась такая социальная реклама Федеральной службы безопасности: в сознании даже многих вполне оппозиционно настроенных людей в данном случае офицеры центрального аппарата ФСБ выглядят явно пострадавшей стороной, безуспешно защищающей закон и справедливость.
Только вот в стране, живущей по понятиям, защитить закон невозможно даже тем, кто вроде бы обладает реальным силовым ресурсом.