Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Путин учит даром

Платность школьного образования вовсе не планируется к вводу: она давным-давно «введена» в бесчисленном количестве разновидностей

Наш общественный строй исключает получение школьниками современного, равнодоступного и уж тем более бесплатного образования.

На очередном высочайшем совещании, посвященном, вообще-то, физкультуре и спорту, внезапно возник небольшой вставной диалог. «Среди родителей, с которыми я общаюсь, часто обсуждается вопрос о том, что скоро образование станет платным, полностью платным…» — взволнованно обратилась к президенту одна из участниц мероприятия. «Это полная чушь, полная и абсолютная, — утешил ее Путин. — Такого в нашей стране, во всяком случае, пока я президент, не будет».

И, хотя он обосновал этот тезис вовсе не прописанной в российской Конституции гарантией «общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования» (ст. 43), а только соображениями государственной пользы — интересами «обороноспособности, производительности труда и конкурентоспособности страны в целом», обрадованная слушательница обратилась к нему со словами прочувствованной благодарности: «Слава богу, вы нас очень успокоили… Я буду голосовать только за вас и надеюсь, что вы еще долго будете оставаться президентом…»

Помимо растущей потребности Путина в выслушивании такого рода излияний, выступить с заявлением на образовательную тему его заставила назревшая политическая необходимость.

Принятый в конце прошлого и вступающий в силу с 1 сентября нынешнего года Федеральный закон «Об образовании», многократно переписанный в процессе хождения по инстанциям, многословный и неясный, не то чтобы «вводит» платность, но вроде бы намекает, что ее масштабы могут расшириться, начиная от увеличения оплаты содержания дошкольников в детских садах и кончая легализацией платных занятий в старших классах, организуемых сверх обязательного учебного плана.

Изложено все это нарочито обтекаемо и туманно, дает пищу для разных толкований, и успокоительное заявление Путина призвано утихомирить ненужные властям страсти хотя бы до осени. А уж там, если потребуется, можно будет придумать для публики что-нибудь еще — хотя бы и закон еще разок переписать.

Ирония ситуации в том, что искренние, вероятно, попытки министра образования Дмитрия Ливанова как-то упорядочить, а то и осовременить нашу систему обучения заведомо не могут изменить глубинные механизмы ее работы, да еще и постоянно опровергаются кругами более влиятельными, чем Минобрнауки.

Уверенно продвигается клерикализация школ, которой юридически светский их характер ничуть не препятствует. Не отстает и идеологическая унификация. К единому учебнику истории, в котором будет запечатлено единственно верное толкование пути страны, добавится, видимо, еще и единый учебник российской военной истории, идея создания которого только что одобрена главой государства. В близких к руководству кругах на полном серьезе обсуждаются планы чистки школьной программы от произведений классиков, выдержанных в недостаточно охранительном, недостаточно клерикальном или чересчур демократическом духе.

Но все эти архаичные стилевые новинки нашей образовательной системы скрывают еще более архаичную ее суть. Возникший на советских развалинах государственно-клановый капитализм превратил все госучреждения в «хозяйствующие субъекты», продающие свои услуги простым людям и благоговейно преподносящие их в дар людям «непростым». Учебные учреждения в этом смысле мало чем отличаются от учреждений медицинских или, допустим, от госавтоинспекции.

Платность школьного образования вовсе не планируется к вводу с 1 сентября. Она у нас давным-давно введена в бесчисленном количестве формальных и неформальных разновидностей.

Но ничуть не меньшая беда — отсутствие равнодоступности образования. В суперцентрализованном государстве столичные школы неизбежно лучше областных, областные лучше районных, районные лучше сельских. Распределение номенклатуры точно такое же: чем ближе к центру, тем она многочисленнее. Лучшие школы неизбежно превращаются в заповедники для детей из привилегированных и (или) богатых семейств. На это накладывается еще и непомерный, незнакомый Европе материальный разрыв между богатыми, охотно соглашающимися платить за образование детей, и бедными, возможности которых в этом отношении минимальны.

Постоянным стимулом для распространения платности служит и унизительно низкая доля трат на образование в государственных расходах. Без денег, поступающих в образовательные структуры частным порядком, они вообще не смогли бы работать. А блат и протекционизм расцветают из-за слабости общественного мнения и фиктивности у нас местного самоуправления, плотно опекающего школы в большинстве стран.

Извращения нашей образовательной системы настолько прочно связаны с уродствами всего сегодняшнего общественного строя, что любые декларации о «сохранении» или «восстановлении» бесплатного обучения только отвлекают от сути проблем.

Легкого и быстрого способа оздоровления нет вовсе. Есть нелегкий. Приоритетный рост ассигнований на образование с передачей этих ресурсов на места, общая децентрализация управления страной и развитие муниципального самоуправления — все это, вместе взятое, способно постепенно повысить качество среднего образования на местах и сузить сферу платности.

Реальной общественной задачей должна стать равнодоступность бесплатного качественного образования современного уровня для всех школьников во всех краях страны. А полная отмена платности невозможна, да и не нужна. Платные школы, резервирующие обычно часть мест для бесплатного обучения особо талантливых детей, существуют везде. Только в отличие от нас редко где они являются нормой.

Нужно поощрять многообразие способов и стандартов обучения, на словах приветствуемое и сейчас, а на практике с исступлением удушаемое. Ориентиром для российской школы должны стать достижения XXI века, а не охранительная идеология эпох Николая Первого и Александра Третьего. И, конечно же, нужно ослабить давление на школы федерального и регионального образовательного чиновничества, осуществляемого в том числе и с помощью системы ЕГЭ, ничуть не улучшившей качество обучения, не увеличившей открытость элитных вузов для талантов из глубинки, но зато прекрасно вписавшейся в коррупционные схемы.

А если ничего этого не хочется делать, то самое время обещать сохранение бесплатности. Той, которой нет.

Новости и материалы
В США назвали удар «Орешником» предупреждением для западных политиков
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Воздушная тревога распространилась еще на три региона Украины
Россиянам рассказали, как изменится плата за коммуналку в 2025 году
Российские бойцы оборудовали полевую мастерскую в зоне СВО для модернизации дронов
Африка раскритиковала финансовую сделку COP29
В Иордании ликвидировали мужчину, устроившего стрельбу в Аммане
Россиян предупредили об опасности зарядки гаджетов от ноутбука
Суд арестовал имущество семьи бывшего замглавы транспортной полиции Махачкалы
Все новости