На российские экраны вышел фильм «Мастер». На прошлом Венецианском фестивале он был увенчан многочисленными наградами, и это не удивительно. Пол Томас Андерсон снял прекрасное кино, и его название вполне можно отнести к самому режиссеру. Но английское слово master в данном случае лучше было бы перевести как «хозяин» и «учитель», потому что именно в этих ипостасях выступает один из двух главных героев фильма — Ланкастер Додд, основатель новой религии Cause (причина).
Действие фильма происходит в Америке в самом начале пятидесятых, и догадаться, что прототипом героя послужил творец сайентологии Рон Хаббард, не составляет большого труда. Актер Филип Сеймур Хоффман внешне напоминает Хаббарда и мастерски подчеркивает это сходство. Второй герой фильма — отставной моряк Фредди Куэлл — возвращается с войны в самом плачевном состоянии. Он пьет, беспричинно затевает драки, помешан на сексе, но при этом не способен на нормальные отношения с женщинами. Лучшая подруга его слеплена из песка на тихоокеанском пляже. Человеческого в нем осталось мало. На этом пути в никуда ему и попадается Додд. Ты зверь, говорит он Фредди, но я сделаю из тебя человека. Только доверься мне целиком, без оглядки. И делает, подвергая мучительной психологической процедуре, которая в фильме именуется «процессинг» и сильно напоминает сайентологические тесты. В конце концов Куэлл с трудом нащупывает контакт с реальностью, и если в начале фильма он обнимает женщину из песка, то в конце — самую настоящую, из плоти и крови. А сам хозяин и учитель остается в прошлом, ученик обрел свободу не только от своего безумия, но и от того, кто помог ему сделать это.
Является ли фильм апологией сайентологии и ее основателя? Нет, не является. Харизмы в его герое хоть отбавляй, но многое и отталкивает. Он нетерпим к чужому мнению, у него проблемы с законом и с семьей, да и с собственной психикой не все в порядке.
Он сквозь пальцы смотрит на то, как его верный ученик расправляется с врагами учения. Додд не ангел, и его религия не панацея. И это в полной мере можно отнести к Рону Лафайету Хаббарду и его детищу.
Известный писатель-фантаст создал свое учение вскоре после Второй мировой войны. Первоначально оно именовалось «дианетикой» (от греческих dia — «через» и nous — «ум») и не имело отношения к религии. Этот упрощенный вариант психоанализа эффективно воздействовал на психику и приносил некоторые результаты, но Хаббарду этого было мало. К тому же дианетика подвергалась критике со стороны психоаналитиков, уличавших автора в дилетантизме. Решив укрепить свои позиции, Хаббард добавил к психотехнике мифологию. Так возникла «сайентология» (от латинского scio — «знать») с ее мифом о тетанах (от греческой буквы тета), высших существах, заблудившихся во времени, материи, энергии и пространстве. Все мы несем в себе это высшее начало и через цепочку реинкарнаций можем реализовать его сполна, но тем, кто выбирает сайентологию, сделать это гораздо проще, утверждал Хаббард.
Это сочетание науки и религии не могло не привлечь к себе публику. Казалось, именно такой и должна быть современная вера, чтобы идти в ногу с прогрессом. Недаром кому-то она помогала избавиться от психологических травм. Как помогла герою фильма «Мастер».
Однако выигрышное существование сайентологии в пограничной зоне стало и главной причиной её немалых проблем. Надежды Хаббарда на то, что он избавится от научной критики, не оправдались. Напротив, она удвоилась. К обвинениям в дилетантизме добавились обвинения в шарлатанстве.
И не надо думать, что психологи просто завидовали успешному конкуренту. Догматическая закрытость сайентологии, которая подчиняла психологические данные метафизике, слишком явно противоречила принципиальной открытости науки, всегда готовой пожертвовать старыми толкованиями, если они неспособны объяснить новых результатов.
Но еще больше претензий вызвала сайентология у респектабельных религий. Создавая новый миф, Хаббард вовсю опирался на опыт писателя-фантаста. Космические приключения тетанов больше напоминали приключения героев Роберта Шекли, чем религиозную мифологию, и порождали у традиционных верующих ощущение пародии. В их глазах это дискредитировало саму идею спасения. Религиозный истеблишмент не мог потерпеть столь игрового отношения к своим главным ценностям.
Однако сайентология оказалась на границе не только между наукой и религией, но и между религиозными и светскими институтами. Таким образом она рассчитывала, с одной стороны, получить безналоговый статус, с другой — сохранить возможность финансировать свою деятельность за счет торговли психотерапевтическими услугами. Трудно счесть Хаббарда бескорыстным человеком, но финансовое положение у его религии было действительно непростое. Если старые церкви имеют возможность привлекать средства устоявшимися методами, которыми пользуются их члены из поколения в поколение, — пожертвованиями, выплатой десятины, наконец, выгодным вложением этих немалых денег в ценные бумаги, то религии новые должны изыскивать нетрадиционные пути. Этим и занялась сайентология во главе со своим энергичным лидером.
Однако рубеж между религиозным и светским охраняется в США гораздо строже, чем граница между наукой и религией. Битва сайентологии с налоговым управлением приняла поистине эпические размеры.
Велась она с переменным успехом, сайентологам удалось заслать в управление своего «казачка», который выкрал оттуда компрометирующие документы. Но агента выследили и посадили, а за компанию отправили в тюрьму и людей из ближнего круга Хаббарда, включая жену. Он остался на свободе, но до самой смерти предпочитал особо не попадаться на глаза властям. У него развилась мания преследования, которая наложила сильный отпечаток на дальнейшую судьбу созданной им религии. Сайентологи и раньше предпочитали наносить врагам опережающие удары, а теперь стали делать это еще энергичней. «Лучший способ защиты — нападение», — стальным голосом говорит в фильме верная соратница Додда и по совместительству его супруга. Становится понятно, почему ее прототип в свое время оказался за решеткой.
И все же в конечном счете победу одержала сайентология. Ее религиозный статус признан не только в США, но и в ряде других стран.
Сайентология — одна из первых религий, возникших в пограничной зоне между наукой и верой, между религиозным и светским. Одним она кажется профанацией науки, другим — профанацией религии, третьим приносит помощь. Не удивительно, что она оказывается в центре ожесточенных споров. Поэтому появление такого фильма, как «Мастер», в котором один из лучших современных режиссеров пытается разглядеть ее через свою неповторимую оптику, очень кстати.