«Группа ректоров» предложила применить к студентам вузов оригинальную схему армейской подготовки — девятимесячную службу, разбитую на трехмесячные периоды вместо летних каникул. Как сообщает газета «Ведомости», в числе авторов инициативы руководство МГТУ им. Баумана, о ней известно в Минобразования, а Минобороны, по словам замглавы ведомства Николая Панкова, «изучает данные предложения и будет работать в данном направлении».
Заинтересованность военных можно объяснить: в теории трехмесячные «учебки» могли бы дать армии специалистов, умеющих обращаться со сложным вооружением.
На подготовленных таким образом резервистов можно было бы опираться при разработке мобилизационных планов. Современная Российская армия страдает от отсутствия квалифицированных кадров, офицеры жалуются, что сокращение срока службы по призыву с двух до одного года делает эту проблему еще более острой. Кроме того, практика призыва такова, что в казармах в подавляющем большинстве оказывается наименее благополучная в социальном смысле часть молодежи, не располагающая ни деньгами для того, чтобы откупиться, ни связями и образовательным уровнем, чтобы отсидеться в вузах, имеющих военные кафедры. То есть запрос военного сообщества на то, чтобы что-то сделать с армейской службой, сам по себе рационален. Но вот пригодны ли для его удовлетворения новаторские идеи «группы ректоров» — очень сомнительно.
Труднее объяснить мотивацию верхушки высших образовательных учреждений. Она не может не понимать, что реализация этой инициативы вызовет недовольство студентов, снизит заинтересованность в поступлении на те платные отделения, на которых можно получить «бронь».
Потребуется перекройка учебных планов, а в вузах, где обучение по-настоящему трудоемко, — как раз в высококлассных технических — подобная загрузка, скорее всего, приведет к снижению качества выпуска.
Что же касается возможности обучить армейским премудростям — от собственно технических умений и до уроков «школы жизни» — в трехмесячных учебках, которые, скорее всего, придется изолировать от обычных казарм во избежание конфликтов с обычными призывниками, — она все-таки выглядит гипотетической. Скорее, попытка реализовать такое предложение повлечет длительный период дезорганизации военных структур. Ну и, конечно, крайне любопытно было бы посмотреть, специалистов какого профиля можно приготовить из юношей с популярнейших и престижных курсов будущих юристов, экономистов и журналистов. В советское время шутили, что эти профессии отлично подходят для инфильтрации стран враждебного блока с целью подрыва их экономики, но сейчас такая инфильтрация происходит автоматически, не требуя призывной подготовки.
Инициатива, подписанная «группой ректоров», больше всего походит на попытку зондирования общественного мнения и проверку реакции групп интересов. Возможно, увеличившаяся сейчас аппаратная мощь военного лобби делает труднопреодолимым соблазн реанимировать решения, продиктованные идеологий мобилизационной экономики, — «освоить» побольше инженеров, техников и других специалистов в приказном порядке, опять отложив проблему создания современной армии на неопределенное будущее.
Но сейчас для этого не пригодны никакие подходы, кроме самых экзотических, можно даже сказать, эпатажных.
Корпус профессионально подготовленных военных специалистов, справляющихся с имеющимся и готовых к освоению будущего высокотехнологичного оружия вполне можно сформировать на контрактной основе, привлекая кадры достойной оплатой, системой карьерных лифтов и социальных пакетов.
Но вместо этого изобретен велосипед с квадратными колесами — только для того, чтобы поддержать призывной характер вооруженных сил.
Если такая экзотика начинает казаться простым выходом из кризиса — дело плохо.