По опросу ВЦИОМ,«ситуация в сфере ЖКХ» вышла в январе 2013 года на первое место среди проблем, удручающих россиян: ее отметили 54% опрошенных (год назад таких было 47%, а в январе 2009-го — 29%). Меньше тревоги у рядового человека вызывают даже невысокий жизненный уровень (46%), ситуация в здравоохранении (43%) и коррупция (29%), не говоря уже о «состоянии морали и нравственности» (21%), о котором с таким пылом и такой изобретательностью хлопочут власти.
Ничего удивительного в этом нет.
Жилищно-коммунальное хозяйство России по количеству и качеству предоставляемых услуг, да и просто по надежности своей работы так и осталось в прошлом веке, кое-как удерживаясь на уровне советских стандартов, и то не везде и не всегда.
Но только вместо почти символических советских цен людям навязаны уже почти западные и притом уверенно растущие год от года.
Давно уже набили оскомину уверения, будто оплата по полной стоимости коммунальных услуг, энергии, тепла и воды резко повысит стандарты жизни, а свободно конкурирующие друг с другом управляющие компании не позволят слишком уж вздуть цены.
Как и в других сферах, рыночная конкуренция в ЖКХ почти задавлена, и слившийся с чиновничеством жилищно-коммунальный бизнес свободно навязывает потребителям весь свой набор низкокачественных услуг за несуразно высокую плату.
Плотно спаянная бюрократизированно-коррумпированная среда нашего жилищного бизнеса извращает и обращает против потребителя любые новации, даже с виду и разумные. Установка домовых счетчиков тепла прекрасно уживается с перекладыванием на жилищные товарищества финансирования теплопотерь в централизованных сетях. Установка и последующая регулярная замена квартирных счетчиков расходования электричества, воды и газа превращена в добавочный способ выжимания денег из квартировладельцев. Ежегодно поднимаемые цены на газ и электричество обогащают поставщиков-монополистов без всяких дополнительных усилий с их стороны. Монополисты-ремонтники жируют на полуфиктивных, но зато полновесно оплачиваемых ремонтных работах.
В этой атмосфере безответственности, непрофессионализма и легкой наживы хорошо всем, кроме тех ста с лишним миллионов горожан, которых это хозяйство обслуживает.
По оценкам Росстата, доля трат на ЖКХ составляет около 12% в общих потребительских расходах домохозяйств. Для сравнения: на продукты питания (без алкоголя) идет 29%, а на одежду и обувь — 9%.
За средними цифрами стоит достаточно большой разброс по регионам — от 19%, расходуемых на ЖКХ в Московской области, до 3% в Чечне (по расчетам РИА «Аналитика» ). Причем в столицах, жители которых с большей прямотой, чем прочие, высказывают недовольство жилкомхозом, эти траты если и не в абсолютном, то в относительном выражении далеко еще не самые высокие в стране. А на верхних строчках с долей около 14—15% и выше Ленинградская область и регионы глубинки: Ивановская, Амурская, Магаданская, Ярославская области, Бурятия, Забайкальский край.
Именно в провинции очередные повышения тарифов монополистов и жилкомхозовских расценок ударят по кошелькам особенно сильно, и массовое молчаливое недовольство, регистрируемое пока лишь опросами, может в любой момент перестать быть молчаливым.
Тем более интересно узнать, что предпринимают профильные структуры, ведающие у нас жилкомхозом. Оказывается, они не сидят сложа руки.
Главная профильная структура в этой сфере — госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Зря говорили, что этот фонд содействует будто бы лишь процветанию собственных сотрудников, выплачивая им сверхвысокие заработки. Кое-что делается и сверх того. В 2013 году эта госкорпорация обещает распределить между субъектами РФ 1,16 млрд руб. «в качестве бонусов за эффективную реализацию региональных адресных программ и эффективность реформирования ЖКХ».
Сумма в 1 млрд выглядит серьезно. Но только до тех пор, пока не сравнишь ее с теми 2,5 трлн руб., которые, по приблизительному счету, будут за это же время потрачены на ЖКХ рядовыми гражданами.
Что же до властной вертикали, то верхние ее этажи целиком сосредоточились сейчас на вопросах, более для них интересных и важных. Борьба с нарастающими проблемами в жилищной сфере доверена поэтому региональным и муниципальным властям. Отвлеченно рассуждая, они могли бы если уж не «реформировать» этот сектор, так хотя бы приостановить рост цен, все явственнее выводящий из себя массы. Но сделать даже и это им будет трудно.
Местные бюджеты трещат по всем швам. Именно на регионы переложено выполнение почти всего пакета щедрых предвыборных обещаний Путина, включая повышение зарплат учителям, медикам и работникам культуры. Передавать на места реальные доходные источники федеральный центр не желает, поскольку не справляется с собственными затратными начинаниями. И единственная плодотворная идея, которая на сегодня есть, — это в несколько раз повысить обложение недвижимости начиная с 2014 года и выручкой от этого укрепить местные бюджеты. Но на деле это будет означать лишь добавочный побор все с того же жилья, увеличивающий бремя, которое люди и без того уже устали нести.
Жилищное хозяйство загнано в тот же самый тупик, что и прочие сферы, которыми прямо или косвенно руководит наша бюрократическая машина, от медицины и до контроля за порядком на дорогах.
Государство не может и не хочет оздоровить саму систему предоставления услуг и поэтому консервирует низкое их качество. При этом аппетиты бюрократии и аффилированного с ней бизнеса непрерывно растут, а вместе с ними и взимаемая с потребителей плата. Этакая деловая игра, в которую играют до тех пор, пока потребители не дойдут до предела своего терпения. Что касается ЖКХ, то, по многим признакам, этот предел уже довольно близок.
<1>