Высокопроизводительные рабочие места в количестве 25 миллионов рабочих единиц, как известно, должны быть то ли созданы, то ли модернизированы, то ли к 2020 году, то ли к 2025 году. Это – из ряда главных обещаний властей.
В одной из своих предвыборных статей в начале 2012 года (http://izvestia.ru/news/511884 «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить») Владимир Путин заявил, что «…создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест… это насущная необходимость».
В указе президента от 7 мая 2012 года соответствующая задача уже формулировалась несколько по-иному: создать и модернизировать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест (к 2020 году).
Наконец, в декабрьском 2012 года послании президента Федеральному собранию было сказано, что «мы должны модернизировать 25 миллионов рабочих мест к 2025 году».
Разница в редакции одной из основных задач, поставленных сегодня властями, очевидна: «создание» 25 миллионов рабочих мест буквально за полгода с небольшим было заменено на «модернизацию». А срок выполнения задачи был сдвинут на 2025 год вместо 2020-го.
Почему это было сделано, почему «вдруг» произошла такая терминологическая и временная эволюция, в общем-то, понятно. Уже сегодня очевидно, что предвыборное обещание именно «создать» и именно к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест выполнено не будет. Вот и началась ревизия.
Не очень понятно другое: почему решили, что никто ничего не заметит?
Итак, когда срок выполнения задачи лихо сдвигается на пять лет до 2025 года, — с этим все ясно.
А вот разница между «создать» и «модернизировать» высокопроизводительные рабочие места состоит в том, что если, к примеру, на вашем компьютере поменяют программное обеспечение – это будет уже модернизация рабочего места. Или, к примеру, если вместо деревянной лопаты будет пластиковая – это тоже будет модернизация. А пластиковая метла? Ну, а это уже совсем круто.
Очевидно, что за несколько лет практически любое рабочее место в нашей стране будет в той или иной мере модернизировано. Насколько оказывается проще в такой постановке выполнить одно из главных обещаний?!
Задача создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест родилась, надо сказать, не на пустом месте. Авторство – за «Деловой Россией».
В конце весны – начале лета 2011 года «Деловая Россия» в преддверии выборов 2011–2012 годов озаботилась тем, что конкретно можно в этот важный период предложить властям. Вот тогда и появилась в том числе и эта идея. Формулировка в одном из рабочих документов «Деловой России» была следующая: «Создать к 2025 году в конкурентном секторе России 25 миллионов новых рабочих мест с производительностью не менее 3 миллионов рублей в год».
Помню, на одном из заседаний рабочей группы «Деловой России» я призывал четче определить, что считать «высокопроизводительными рабочими местами». Останавливало и то, что не было никакой ясности с тем, сколько сегодня рабочих мест в России можно считать высокопроизводительными, сколько их создается в год и т. п.
Куда там разобраться, выборы приближались. С одной стороны, власти нуждались хоть в каких-то новых идеях (у них в этом плане очевидные проблемы). С другой – «Деловая Россия» торопилась выйти к руководству страны хоть с чем-то, потому что уже вовсю началась акция под названием «Общероссийский народный фронт».
За идею власти ухватились. Ухватились и «отлили в граните» в одном из первых поствыборных президентских указов. Застолбили, несмотря на то что неправильно, непрофессионально, невозможно ставить задачу, если нет представления о том, какова ситуация на текущий момент, что с критериями «высокопроизводительности» и т. п.
Однако понимание того, что с выполнением задачи будут большие проблемы, начало приходить достаточно быстро. Вот и появилась эквилибристика с терминами и сроками.
Вдогонку указу попытку обосновать задачу создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест предприняло Агентство стратегических инициатив (АСИ).
Эта структура подготовила к осени 2012 года Дорожную карту «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций». Что же, еще одной дорожной картой больше. Ну нравится играться людям в эти «дорожные карты», что же тут поделаешь.
Читаем этот документ. Итак, уже неплохо, что появились критерии того, что считать высокопроизводительным рабочим местом:
— производительность труда не ниже 900 тысяч рублей в год в ценах 2011 года – для всех секторов экономики, кроме госуправления, военной безопасности, обязательного соцобеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг;
- зарплата не ниже 30 тысяч рублей в месяц в ценах 2011 года в основном в бюджетных секторах.
Пусть будут такие критерии. Почему бы и нет? В конце концов, все это обсуждаемо. Не обсуждаемо только то, что категорически неверно определяться с критериями после того, как была поставлена задача. Все это должно делаться до того. Это же аксиома!
Забавно, что благодаря этим критериям оказалось, что текущее значение количества высокопроизводительных рабочих мест, согласно упомянутому выше документу АСИ, уже составило в 2012 году 12 миллионов единиц, а к 2020 году оно должно составить… 25 миллионов.
Вот те на, задачка-то, оказывается, уже выполнена почти наполовину! Это покруче будет, чем считать ВВП не в рублях, а в долларах США.
Снова надежды на то, что вторая волна кризиса оправдает все? Так же, как и с треском провалившуюся задачу удвоения ВВП к 2010 году? Еще раз напомню, что «удвоение» у нас составило менее 60%. Проблема в том, что тогда это была единственная такого уровня задача. Да и ВВП в постановке задач не очень осязаемо для подавляющего большинства людей.
А вот рабочие места, зарплаты и т. п. – все это гораздо ближе к народу. И здесь уже аргументы в духе «там еще хуже» не годятся.
Груз невыполненных обещаний будет расти. Будет расти и нервозность властей. Растущее недовольство правительством – как раз следствие этого.
Я не знаю, как там будут выкручиваться дальше. Но пример с 25 миллионами рабочих мест показывает, что убедительного «выкручивания» никак не получается. Да и не может получиться.
Постановка конкретных, «оцифрованных» задач с точки зрения эффективности госуправления – благое дело. Однако пример с созданием 25 миллионов рабочих мест показывает, что нынешнее госуправление в России отличается лукавством, непрофессионализмом и популизмом.
Жаль идею.
Автор – директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)