2013-й для Украины – это не просто 12 календарных месяцев, но начало подготовки к президентским выборам, а значит, обострения всех имеющихся в стране проблем. Выбирать главу государства будут только в 2015 году. Но уже сейчас все, что происходит в республике, неизменно рассматривается через призму будущей кампании. В этой связи и утопические прогнозы провала футбольного чемпионата, и ожидания так и не случившейся новой революции, приуроченной к выборам парламентским, — все это было в ушедшем году лишь легкой разминкой заинтересованных лиц перед главным боем.
Теперь поводов для тревог или довольного потирания рук будет намного больше. Чему свидетельством, в частности, возрастание кризисных явлений в экономике Украины, необходимость скорой выплаты займов и поиска новых кредиторов с одновременным определением геополитической ориентации.
О том, что скучать в новом году не придется, можно было понять, анализируя состав нового правительства, назначенного менее чем за неделю до конца 2012 года.
Назначение премьер-министром Николая Азарова, человека, под чьим руководством правящая Партия регионов за три года пришла к фактическому провалу на парламентских выборах и нынешнему предкризисному состоянию экономики, подтвердило приближение тяжелых времен и желание власти повесить именно на него если не все, то многие (как минимум экономические) провалы. Наивно было ожидать, что Азарова отставят сразу после минувших выборов. Это означало бы провалы (и не только экономические) признать публично и публично же дать отлуп главе родной для президента Виктора Януковича партии.
Куда лучше дождаться, когда произойдет нечто чрезвычайное, очевидное даже для неискушенных в политике и экономике людей. А то, что эта «чрезвычайка» последует, видно даже по изменению риторики самого Азарова. Так, если раньше все, что у его команды не получалось, он списывал на последствия работы «попередников» (то есть правительства Юлии Тимошенко), то сейчас он вынужден все больше говорить о том, что «кризисные явления в мировой экономике продолжают углубляться».
Но без жертвенного агнца на сей раз вряд ли обойдется.
Наступивший год, а именно конец весны – начало лета, станет, по мнению многих экспертов, началом кризиса банковской системы Украины. (Причем речь не только о банках с собственно украинским капиталом). Серьезные колебания прогнозируют и национальной валюте – гривне. Ощутимый удар получит металлургическая и энергетическая промышленность, что превратит 2013-й в год борьбы, выживания, перераспределения капитала для представителей не только среднего, но и крупного бизнеса (о малом после азаровской налоговой реформы можно уже не говорить). Не исключается также, что демонстрирующие нынче свою аполитичность олигархи вроде Игоря Коломойского и Рината Ахметова к концу года снова открыто ринутся в большую политику. Тем более что ближайшие месяцы, вероятно, станут временем окончательного прощания Януковича с так называемыми старыми донецкими, людьми пенсионного возраста и советской закваски, с которыми его связывали годы работы на производстве и в органах местной власти.
Их хлебные места уже практически оккупируют относительно молодые люди из бизнес-окружения сыновей главы государства.
Самой ожидаемой отставкой года нынешнего, как уже говорилось, станет отправка на пенсию Николая Азарова. При этом роль кризисного менеджера, то есть нового премьера, очевидно, будет поручена члену президентской «семьи», только что назначенному первым вице-премьером Сергею Арбузову (до недавнего времени он занимал должность главы нацбанка).
Его предполагаемое начало работы в новой должности как раз придется на время, когда для Украины прозвенит звонок платить по кредитам, а, судя по нынешним действиям властей, платить особенно нечем. Более того, как говорится в отчете Fitch Ratings «Суверенные эмитенты стран Европы с развивающейся экономикой: прогноз на 2013 г.», в ближайшие месяцы страна столкнется с острой необходимостью внешнего финансирования.
И тут еще более актуальным вопросом для руководства Украины становится извечное для украинцев «с кем быть?». Интегрироваться с Евросоюзом с его зоной свободной торговли или с Россией, пытающейся расширить Таможенный союз постсоветских стран?
Опыт трехлетних попыток «регионалов» сидеть сразу на двух стульях оказался неудачным. И это очевидно для всех. Вместе с тем все наблюдатели сходятся во мнении, что выбор Януковича между европейским и евразийским векторами еще не сделан.
С одной стороны, сотрудничество с ЕС хоть и очень медленно, но уже приносит свои плоды. Так, в июле 2012 года украинцы значительно пополнили список граждан, получивших право на получение евровизы. А Украина уже занята созданием государственной миграционной службы, призванной заниматься вопросами миграции, гражданства, предоставления политического убежища. Кроме того, полным ходом идет работа по началу функционирования биометрических паспортов.
С другой – ЕС обуславливает сближение рядом политических требований вроде реформирования избирательного законодательства, прекращения преследования оппозиции и освобождения людей, которых на Западе считают политическими заключенными. Речь идет, в частности, об экс-премьере Юлии Тимошенко и экс-министре МВД, «полевом командире Майдана» Юрии Луценко. До сих пор, правда, Януковичу удавалось игнорировать упомянутые требования, несмотря, например, на решение Европейского суда о незаконности ареста Луценко. Однако раздражение непослушным Януковичем на Западе уже, казалось бы, доходило до критической точки, когда начинали звучать даже предложения о введении против Украины разнообразных санкций. И хотя пока евроструктуры радикальные решения отложили, но вряд ли надолго.
Тем временем Кремль, затягивая Украину в ТС, обещает серьезную скидку на газ и даже помощь в компенсации убытков членам ВТО по причине вероятного пересмотра таможенных тарифов. Как утверждают сторонники этого союза, прирост украинского ВВП составил бы 1,5%, что для наступающих кризисных времен, на которые приходятся президентские выборы, представляется вовсе не лишним. И все это без каких-либо разговоров о правах человека и т. п.
О том, что у Януковича не сформулировано четкого «нет» в отношении присоединения его страны к ТС, кстати, свидетельствует и история с недавним переносом на неопределенное время его визита в Москву. К известным обстоятельствам — вроде заявлений российской стороны о готовности встречаться с украинским лидером только в случае намерения Киева подписывать конкретные документы о ТС, звонка в украинскую столицу главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, экстренного согласия провести саммит Украина – ЕС уже 25 февраля — стоит добавить и «свидетельские показания» руководства украинской Компартии.
Так, объясняя факт неожиданного согласия фракции КПУ поддержать назначение Азарова премьером (хотя до того момента красные клялись, что никогда этого не сделают), ее глава Петр Симоненко заявил: дескать, взамен коммунистам было обещано вхождение страны в ТС. Более того, как он утверждает, переговорщики с президентской стороны даже показывали коммунистам готовые к подписанию документы. Словом, принимая во внимание срочную потребность в деньгах и далеко не безоговорочную позицию относительно потенциального и нескорого сближения с ЕС, исключать возможности согласия Януковича нельзя.
Иное дело, что ратификация будущих соглашений в новом составе украинского парламента, очевидно, пройдет с такими боями, что война в Верховной раде в день утверждения Харьковских соглашений (мордобой, метание дымовых шашек в оппонентов) покажется утренником в детском саду.
В настоящее время у партии власти в Раде вроде есть большинство. Понимая, что рейтинг ПР стремительно снижается, власть вовремя переписала избирательное законодательство, часть депутатов избиралась по партийным спискам, часть — по мажоритарным округам. Благодаря этим нововведениям «бело-голубым» удалось провести когорту лояльных к президенту людей, во время избирательной кампании не позиционировавших себя как «регионалов».
Правда, большинство округов в столице были «провалены» как явными, так и тайными выдвиженцами ПР. Если учесть, что большой процент голосов киевлян был отдан за националистическую партию «Свобода», становятся очевидными радикализация и неприятие горожанами властей. Чем это грозит Януковичу и его окружению, надо полагать, его сторонники помнят на примере «оранжевой революции» 2004 года.
Уже первые голосования в Раде показали, что подвластное большинство складывается ситуативно. Иначе не пришлось бы договариваться с коммунистами. И это только начало работы парламента.
О том же, как украинские народные избранники умеют чутко держать нос по ветру и угадывать выгоду смены политической ориентации, свидетельствует вся история украинского парламентаризма.
Кажущееся нынче единство в рядах оппозиции, представленной ОО «Батькивщина» (структура Юлии Тимошенко, слившаяся с «Фронтом перемен» Арсения Яценюка), партиями УДАР боксера Виталия Кличко и «Свобода» (ультраправое образование под предводительством Олега Тягнибока), – иллюзия. Про «Батькивщину» и УДАР еще до выборов говорили как про базы потенциальных перебежчиков. И действительно, два кандидата от «Батькивщины» отказались войти в состав соответствующей фракции. В свою очередь, никто ничего не может сказать о «кличковцах», обязанных своим избранием исключительно славе знаменитого спортсмена. Пока понятно лишь то, что по неразумному распределению между оппозиционерами из «Батькивщины» и УДАРА соратников Кличко оказалось в парламенте существенно меньше, чем могло бы быть, а «регионалов», наоборот, больше.
Совсем из другого теста «социальный националист» Олег Тягнибок с его однопартийцами, которых уместнее называть членами боевых дружин. Всю свою историю они жестко критиковали «старую оппозицию» и ее лидеров, а несколько сбавили обороты только на время выборов, чтобы невольно не помочь ПР. В отличие от демократов они говорят не о правах человека, а о правах титульной нации и т. д.
«Свобода», которая еще два месяца назад считалась региональным «западным» образованием, вдруг стремительно ворвалась в большую политику, собрав в два с лишним раза больше необходимого минимума.
Силовые действия «свободовцев» по отношению к первым парламентским перебежчикам, к тем депутатам, кто, вопреки конституции, по привычке пытался голосовать чужими карточками, препятствование выступлениям оппонентов не на государственном языке заставили множество избирателей поверить в возможность существования непродажных, принципиальных, идейных политиков. И уже сейчас Тягнибок и его команда, несмотря на меньшее, чем у других оппозиционных групп, представительство, вышли на лидирующие позиции, оставив прочих «оранжевых» в своей тени.
Остается добавить, что такой поляризованный и боевой парламент, как бы абсурдно это ни звучало, в среднесрочной перспективе вполне устраивает президента, не собирающегося, по всей видимости, в 2015-м в отставку. Олег Тягнибок в качестве соперника во втором туре выборов – практически идеальная кандидатура, на фоне которой даже Янукович, далеко не вегетарианец в политике, большинству украинцев может показаться оплотом мира и стабильности.