Это старинный банальный трюк, хотя на сей раз, надо отдать должное, он исполняется (начал исполняться) с особой виртуозностью.
Как и положено, сооружается своеобразная мышеловка, в которую кладут лакомую приманку. Зашел на антикоррупционный запах — дверь сзади защелкивается, и вот ты уже веришь, что все наяву. А там и главное — что в разных бедах повинна не сама конфигурация власти, но лишь коррупционные извращения. Готово милое сердцам миллионов простое решение: надо просто навести порядок и ликвидировать вредителей, чтобы наступил «золотой век».
Не ново, хотя теперь мы имеем дело с инновационной мышеловкой, имеющей, например, особое отталкивающее критику покрытие: сами требовали борьбы с мздоимством, а как власть занялась делом, так опять недовольны?
Потому трудно пройти мимо вывески «Добро пожаловать!» на входе в клетку. Конструкция же мышеловки способна соответствовать почти любым требованиям посетителей.
Вот председатель Счетной палаты Сергей Степашин вещает на «Голосе России», что в стране началась серьезная борьба с коррупцией. Ну да, прошла череда скандалов вокруг Минобороны, АТЭС, ГЛОНАСС и даже Минздрава. И почти не лукавит Степашин, когда откровенничает, что коррупция является очень серьезным фактором, который в первую очередь сдерживает развитие экономики и привлечение инвестиций. Препятствием является, а вот насчет очередности — вопрос спорный. Но в любом случае мышеловка соответствует чаяниям Степашина, может прикинуться и ловцом инвесторов.
Политолог Николай Злобин в интервью Business FM говорит, что все это похоже на новый курс президента Путина.
Как скажете, будто слышится из мышеловки, пусть будет похоже. Злобин добавляет: «Есть еще точка зрения, что власть пытается сыграть на поле оппозиции, тем более что не за горами очередные митинги. Выбить главный козырь из рук Навального и различных координационных советов». Тоже — как будет угодно, но что дурного в том, чтобы взяться за правое дело?
Геннадий Гудков еще сомневается: «…если это новый курс, новые правила игры, как к этому отнесутся элиты? Они ведь уже привыкли. Согласятся ли многочисленные чиновники вдруг стать вне закона и потерять так с трудом нажитое...» Кажется, что мышеловка хитро улыбается: не смогут, голубчики, не согласиться, а вот вы-то сами согласны, что верной дорогой идем?
Есть еще мнения, например, что мы видим начавшуюся чистку элит — и тоже мышеловка не возражает, пора очистить ряды борцов за счастье народа.
Шансы на идеологический успех клетки просматриваются. Во всяком случае, можно довольно долго ловить растратчиков, пока суть затеи не станет очевидной миллионам. Однако историческая память говорит верховным мышеловам, что вечно не протянуть на байках про добрый центр и злые уголки. Похоже, что им нужно для чего-то выиграть время. Для чего?
Судя по поступающей информации, можно предположить: чтобы завершить процесс установки своего полного контроля над экономикой (официально это называется государственным управлением), вернее, над теми ее частями, которые приносят прибыль. Минэкономразвития сообщило, что госсектор в стране увеличился до 50% ВВП (с 38% в 2008 году) при среднемировых 30%. Понятно, это данные без учета формально независимых, но фактически очень даже зависимых компаний и корпораций.
Тут важно помнить, что прошедшие через мышеловку граждане обычно начинают искренне верить, что от частного бизнеса и идут беды, он, гаденыш, плодит разврат и соблазняет неустойчивых бюрократов. Так что они будут приветствовать дело под красивым названием «огосударствление». И правильно голосовать на все более свободных выборах.
Есть и тактические задачи, на решение которых тоже требуется еще немного времени. Вот президент одобрил уничтожение накопительной части пенсий, но отложил начало исполнения приговора на год. Одновременно он попросил ускорить подготовку выпуска инфраструктурных облигаций. То есть создание механизма корректного изъятия денег на строительство мостов в никуда и дорог до первого дождя. Правильно, пока облигации не придумали, лучше не спешить с решением о начале того, что называется почему-то пенсионной реформой. А за год и 2 трлн еще прирастут…
И в этом начинании мышеловка должна помочь. На самом же деле есть распространенное мнение, что исключительно коррупция виновата в том, что строим мы плохие дороги. Изведем коррупционеров — и сразу все шоссе будут на загляденье.
Еще одновременно с открытием мышеловки в «Российской газете» опубликован подписанный президентом закон о внесении изменений в Уголовный кодекс и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса — тот самый, который расширяет понятие госизмены. Вот его подписание президент откладывать не стал, хотя, говорят, обещал правозащитникам подумать.
Что ж, неконструктивная критика, слышится из умной клетки, может быть просто «по дурости», а может, по заданию. В любом случае ее апологеты способны нарушить функционирование мышеловки и тем фактически стать сообщниками жуликов высокого пошиба — к ногтю их.
Итого видим: все готово к выявлению и устранению вредителей разных мастей, мешающих процветанию, ради достижения которого без сна и отдыха работают все части вертикали.
За разъяснениями — добро пожаловать в мышеловку.
Эти разъяснения будут проще, чем доказательство того, что сама основа действующей власти — в принципе «кормления», что коррупция составляет ее суть примерно так же, как основу гуманоида — позвоночник, выдерни который — и исход ясен. Понятнее, чем рассказы про то, что лояльность центру прямо пропорциональна дарованным доступам к ресурсам удаленным исполнителям, и так далее, и тому подобное, о чем писать в тысячный раз уже кажется бессмысленным.
Раз за разом, век за веком большинство предпочитает простые решения, всякий раз потом каясь, но снова доверчиво бредя в мышеловки.