Институт социально-экономических и политических исследований, созданный при «Общероссийском народном фронте» Владимира Путина, подготовил доклад с рекомендацией провести досрочные выборы губернаторов, срок полномочий которых истекает в 2016–2017 годах. В 2016 году заканчиваются полномочия девяти губернаторов. Полномочия еще 22 глав регионов должны прекратиться в 2017 году — поскольку как раз в конце прошлого и начале нынешнего года Кремль, накануне возвращения прямых выборов, активно заменял откровенно не избираемых глав регионов. В итоге досрочно переизбрать предлагается 31 губернатора, то есть более трети всех глав регионов. По логике авторов доклада, досрочные выборы позволят повысить доверие к власти.
Впрочем, вряд ли кремлевские советники пекутся об уровне доверия граждан. Пока этот уровень достаточен для того, чтобы власть могла спокойно обеспечить победу своих даже крайне непопулярных в регионе кандидатов.
Именно это показали первые после восьмилетнего перерыва губернаторские выборы: в Брянской области победу одержал отнюдь не любимый Николай Денин, в Рязанской – непопулярный Олег Ковалев.
Только теперь и тот и другой – уже не навязанные Кремлем назначенцы, а законно избранные населением региона легитимные руководители.
Кроме того, более 30 досрочных выборов дают прекрасный шанс новым кремлевским кураторам внутренней политики во главе с первым заместителем главы президентской администрации Вячеславом Володиным взять под неформальный аппаратный контроль практически всех ключевых губернаторов: выборы коснутся ключевых российских регионов — Москвы, Санкт-Петербурга, Башкирии, Татарстана. Все-таки в регионах по-прежнему работает немало ставленников сурковской команды. А если новая команда обеспечит новому или старому кандидату избрание губернатором, по неписаным законам российской аппаратной политики, это сразу будет означать наличие особых отношений.
Хотя такой губернатор формально будет избран народом, фактически он будет обязан своим избранием и своей карьерой исключительно кремлевской администрации.
Эта нехитрая комбинация не только сразу увеличит реальный аппаратный вес новых фигур в путинской администрации, но и ослабит ответственность федеральной власти за ситуацию в регионах. Когда не было прямых выборов, любой губернатор автоматически являлся назначенцем президента. И когда губернаторы-варяги со своей командой воцарялись в совершенно чужом для себя регионе, начиная подгребать под себя все сколько-нибудь доходные бизнесы, это, естественно, вызывало протест местных элит. А виноватой оказывалась верховная власть. Если же губернатор избран — никакой Путин или Кремль формальной ответственности за него не несет. Ведь так решил народ, а доказать фальсификации на выборах и тем самым по суду отменить их результаты в путинской России, по определению, невозможно.
Если раньше, в «сытые нулевые», недовольство местных элит в регионах можно было гасить денежными подачками, теперь бюджетная ситуация, по всем прогнозам, будет только ухудшаться.
Кроме чисто аппаратного выигрыша, идея Института социально-экономических и политических исследований при «ОНФ» вполне логична с точки зрения политических рисков. Того же мэра Москвы Сергея Собянина легче переизбрать сейчас, когда он еще не растратил остатки популярности, чем ждать 2015 года, когда истекут его полномочия. Несмотря на увеличение президентского срока до шести лет, власти осознают, что ситуация куда менее стабильна, чем в первые два путинских президентства и чем в президентство Дмитрия Медведева.
Сама власть не очень представляет себе, как будут развиваться политические процессы в стране до 2016 года и что будет с экономикой. На этом фоне массовые досрочные выборы губернаторов — попытка предотвратить ситуацию, при которой ставленникам власти через три-четыре года станет победить гораздо сложнее, даже с учетом известных ухищрений с подсчетом голосов и отстранением неугодных кандидатов.
В общем, кремлевская администрация явно хочет завершить передел России с учетом новых кадровых, политических и экономических реалий как можно скорее, чтобы не отвлекаться на региональные проблемы накануне президентской кампании 2018 года.