Глава комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко подал в отставку из-за скандала вокруг строительства нового стадиона для петербургского «Зенита». Комитет по строительству выступает государственным заказчиком объекта — то есть формально получается, что стадион нужен администрации города, а не футбольному клубу.
Отставка Семененко последовала сразу после того, как председатель Счетной палаты России Сергей Степашин и бывший глава попечительского совета другого клуба российской футбольной премьер-лиги — московского «Динамо» — сообщил о начале проверки его ведомством затрат на строительство стадиона. Степашин пообещал «проверить, куда уже ушли 16 млрд рублей и откуда взялась баснословная цена стадиона – почти 43 млрд рублей». Сам Семененко до момента отставки заявлял журналистам, что новая смета стадиона ориентировочно составит около 35 млрд рублей. Хотя и эта сумма кажется запредельной.
Пока самый дорогой стадион в мире — ультрасовременная «Донбасс-арена» для донецкого Шахтера – стоила $800 млн. Правда, платил за нее фактически сам владелец клуба Ринат Ахметов. Поэтому и построили ее быстро и качественно – человек был заинтересован.
Стоимость стадиона «Зенита», если верить цифре, которую назвал Степашин, уже подбирается к астрономической отметке $1,5 млрд. На эти деньги США запустили в космос знаменитый телескоп «Хаббл».
А на строительство 39-метрового телескопа E-ELT, которое начнется в следующем году в Чили, Европейская южная обсерватория планирует за 10 лет потратить и того меньше – всего €1 млрд (примерно $1,3 млрд).
Причем внятной структуры финансирования проекта строительства новой арены для «Зенита» в западной части Крестовского острова Санкт-Петербурга не было. Часть расходов должен взять на себя «Газпром», часть бюджет города. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко недавно даже заявлял, что администрация собирается привлечь к строительству болельщиков из-за недостатка средств. Это заявление вызвало бурю возмущения в фанатской среде. В результате губернатор даже вынужден был объяснять, что его неправильно поняли — мол, речь шла о посильной помощи в строительстве и уборке территории (будто за 35 или 43 млрд рублей нельзя решить эту проблему с помощью специально обученных людей), а не о добровольных пожертвованиях рядовых поклонников команды.
Однако по факту стадион толком не строился, а деньги, судя по экстренной отставке ответственного за их расходование чиновника городской администрации, куда-то уходили.
В России банальное воровство побеждает реальное дело даже в тех проектах, где есть болельщицкий интерес высокопоставленных покровителей. Тот же глава «Газпрома» Алексей Миллер все-таки искренний болельщик «Зенита», как и экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, при которой начиналось строительство стадиона.
Сознательное завышение сметы при строительстве любых сколько-нибудь значимых объектов стало у нас обычной практикой. А «Газпром» и вовсе не привык считать деньги, давно став государством в государстве, не подконтрольным правительству и не подотчетным никаким контрольным органам.
По сути, строительство стадиона для «Зенита» ничем не отличается от скандального и в итоге зарубленного под давлением общественности проекта «Охта-центра». Там тот же «Газпром» и петербургская администрация выступали соинвесторами проекта, вызывавшего сомнения не только с точки зрения соответствия высотным нормам местного градостроительного законодательства, но и масштабами освоения денег.
Если нет достаточного финансового контроля, любое крупное строительство автоматически будет использоваться как средство обогащения заказчиков и подрядчиков.
Причем процесс строительства такого объекта оказывается для его участников гораздо важнее результата. В конце концов, для того же «Зенита» острой проблемы собственной арены не существует. Старый стадион в Петровском парке вполне способен принимать зрителей еще не один десяток лет. И даже если Счетная палата найдет концы тех самых 16 миллиардов рублей, якобы уже потраченных на строительство новой арены, едва ли эти деньги вернутся в госказну.
В любом случае очевидно, что, если «Газпром» по-настоящему хотел построить стадион для футбольного клуба, которым владеет, он был бы в состоянии полностью оплатить эту стройку и обойтись без помощи городского бюджета. В результате этот объект далеко не первой важности для городского хозяйства Санкт-Петербурга станет очередным памятником распила денег в «промышленных масштабах», какие множатся по всей России.