Следственный комитет возбудил уголовное дело против оппозиционера Сергея Удальцова после проверки фактов из фильма «Анатомия протеста-2» на телеканале НТВ, заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. Сам Удальцов успел передать смс-сообщение: «Заканчивают обыск, потом везут в СК». По мнению следствия, участие во встрече с грузинской стороны принимали председатель парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, консул Грузии в Молдове Михаил Иашвили, а также трое их помощников. С российской стороны, по версии следствия, во встрече принимали участие лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, его помощник Константин Лебедев и помощник депутата Ильи Пономарева Леонид Развозжаев.
Несомненно, мы имеем дело с главным чисто политическим уголовным процессом за всю историю правления Путина.
В отличие от главного политического процесса первого пришествия Путина в президенты—дела «ЮКОСа» — этот процесс даже не будет маскироваться под экономический. Уголовное дело против Удальцова возбуждено по статьям 30 и 212 УК («Приготовления к организации массовых беспорядков»). Они однозначно подразумевают заключение под стражу на все время следствия.
Возбуждение подобного уголовного дела на основании телевизионного фильма прямо отсылает к сталинской практике фабрикации политических уголовных дел на основании газетных статей. Вполне сталинским был и антураж, которым было обставлено это решение. Сразу после показа фильма «Анатомия протеста-2» Совет федерации попросил следственные органы «провести тщательное расследование и дать правовую оценку изложенным в нем фактам. Много времени проверка не заняла.
Менее года назад испугавшаяся массовых митингов протеста в Москве против фальсификации думских выборов, российская власть пошла на косметическую либерализацию. Был упрощен порядок регистрации партий, вернулись прямые (хотя и с «кривым» муниципальным фильтром) выборы губернаторов. Однако
сразу после победы на президентских выборах Путин начал брать реванш за зимнее отступление Медведева.
Законы об ужесточении ответственности на митингах, об иностранных агентах и клевете. Уголовные дела против участников беспорядков 6 мая на Болотной площади (при этом ни одного уголовного дела на стражей порядка, также участвовавших в столкновениях, напротив часть из них была вознаграждена премиями и квартирами). Уголовное дело Pussy Riot, изначально не имевшее никакого отношения к церкви и оскорблению чувств верующих, а выглядевшее показательным процессом для устрашения оппозиции. Процесс над «кощунницами» дал толчок разгулу мракобесия, становящегося основой новой государственной идеологии.
Дело против Удальцова выводит эту четко обозначенную властью политическую линию на новый виток. Не исключено, что по хозяйственному делу «Кировлеса» будет посажен другой лидер оппозиции — Алексей Навальный. Причем
о возбуждении дела против Удальцова Следственный комитет совершенно сознательно объявляет за три дня до выборов в Координационный совет оппозиции. Более однозначного сигнала участникам этих выборов послать было нельзя.
Хотя в абсолютном выражении за «Единую Россию» на первых после возвращения в Кремль Путина региональных выборах проголосовало меньше людей, чем на думских выборах в декабре 2011 года, партия власти прямо описывает ситуацию в стране в категориях политического реванша.
О последствиях курса на «осушение Болотной», фабрикацию уголовных дел против лидеров оппозиции, на показательные политические процессы в духе 30-х годов прошлого века, на попытки «национализировать» элиту за счет запрета чиновникам иметь счета и недвижимость за границей, можно только гадать. Нам не дано знать, как далеко зайдет этот реванш победителей. Но одно последствие исторической эпохи, начавшейся 24 сентября 2011 года с рокировки Путина и Медведева на съезде «Единой России», уже налицо: мы рискуем получить самую реакционную власть в истории страны за последние 60 лет.