Борьба с пороком, которую с удовольствием ведет Дмитрий Медведев, выглядит весьма благообразно. Глава правительства упорно защищает норму о нулевом промилле для водителей — намного упорнее, чем собственные обещания ослабить ограничения на политические свободы. Так же решительно он поддерживает наступление на табакокурение — только что премьер подробно разъяснил, что оно позволит найти средства на здравоохранение. Бюджетные ассигнования на здравоохранение, кстати, пришлось урезать из-за распоряжения тогда еще президента Медведева увеличить оборонные расходы (к тому же 2015 году траты на силовой блок составят треть бюджета страны). Все это очень хорошо, вот только последствия могут быть самые неожиданные.
Во-первых, жесткая атака на курильщиков в бюджетных целях имеет в своих основаниях логический изъян. «Повышение акцизов на сигареты позволит получить дополнительные деньги и увеличить вложения в бюджет здравоохранения», — заявил Медведев. Между тем пока что Минфин закладывает 22-процентное сокращение бюджета здравоохранения к 2015 году по сравнению с 2012-м. Чтобы надеяться компенсировать такой разрыв, нужно не просто повысить акцизы на сигареты, но и добиться того, чтобы они лучше продавались. Расчет на сохранение высокого спроса на сигареты, согласитесь, не очень сочетается с пожеланием бросить курить. Итак, если меры премьера Медведева будут иметь воспитательный эффект, здравоохранение денег не получит, а если получит — то за счет дополнительных издержек все того же населения. Во-вторых, очевидно, что
норма о нулевом промилле для водителей также носит сугубо воспитательный характер и идеологически основана на том, что у нас человек «меры не знает».
При фактической своей абсурдности она еще и не приводит к сколько-нибудь заметному снижению аварийности. Те, кто пил за рулем столько, чтобы терять контроль, пить продолжают (они просто не способны прислушиваться к закону), а те, кто позволял себе бокал сухого, на статистику ДТП и раньше влияния не оказывали (во всяком случае, в том, что касается «пьяного» вождения). Таким образом, никого, кроме фарисеев, воспитать невозможно.
Любопытно, что борьба против общественных пороков вовсе не является предпосылкой для построения хорошей системы здравоохранения и вообще для национального здоровья. Уж сколько недостатков у внутреннего устройства Кубы, но именно ее медицина и здоровье кубинцев являются одним из немногих предметов их законной гордости. Что ничуть не мешает им пить и курить.
Но мало того, что твердые моральные позиции премьера Медведева вовсе не имеют под собой фактических оснований, они могут банально обернуться негативом.
Вся фискальная политика правительства в части регулирования оборота алкоголя в последние годы направлена ровно против потребления качественных вин. И, соответственно, работает на пользу водки, а вовсе не трезвости.
Точно так же дороговизна легальных сигарет приведет к росту потребления суррогатов и увеличению объема контрабанды. В особенности из стран Таможенного союза, согласовать с которыми рост акцизов весьма сложно. Сильно ли уменьшится потребление? Специалисты говорят, что процентов на пять.
Такая решительность в борьбе с пьянством и курением (видимо, именно эти пороки в глазах Медведева и его советников и мешают нации окончательно подняться с колен) не может не основываться на уверенности в силе своей политической воли и общенародном признании достоинств нашего начальства. Глядя на результаты единого дня голосования, однако, трудно разделять эту уверенность. Большая победа партии власти сопровождается крайне низкой явкой, так что победа кандидатов «Единой России» — это победа апатии, социальной аномии, а не общенародный порыв.
Конечно, если к следующему раунду выборов – теперь через год – стоит задача повысить эту явку, то правительственные меры по улучшению общественной нравственности как раз могут в этом помочь.
Но не стоит думать, что повышение явки избирателей путем принудительного перевода их на контрабанду и самосад прибавит голосов возглавляемой Дмитрием Медведевым партии «Единая Россия».