Формальные результаты Единого дня голосования в 77 регионах России — практически повсеместная победа «Единой России» и кандидатов от власти на губернаторских выборах. Даже крайне непопулярные у себя в регионах по всем опросам и фигурировавшие в качестве «троечников» в политологических рейтингах выживаемости главы Рязанской и Брянской областей Олег Ковалев и Николай Денин уверенно выиграли у конкурентов.
Разумеется, можно по привычке говорить, что результаты выборов во многих местах опять фальсифицировали. Можно радостно или с горечью — в зависимости от собственных политических взглядов – поносить несистемную оппозицию за ее неумение и нежелание заниматься рутинной работой с населением. Можно констатировать, что системная оппозиция уже давно воспринимается большинством населения как часть власти, только в отличие от «Единой России» никаких реальных полномочий не имеющая. А зачем тогда голосовать за «безвластную» часть власти: лучше уж за ту, которая эти полномочия имеет. Можно догадаться, что политическая реформа позволила Кремлю удачно использовать новые партии-спойлеры, которые отбирали голоса у представителей той самой системной оппозиции. Хотя лучше других на выборах выступила старая партия-спойлер «Патриоты России», в свое время создававшаяся для раскола КПРФ и ее электората.
Но главная вина за то, что не удается поменять власть, вот уже второе десятилетие доказывающую свою неэффективность и тотальную коррупционность, фальсифицирующую выборы и прямо игнорирующую население страны, лежит не на самой этой власти и тем более не на безвластной оппозиции.
В этом виноваты прежде всего сами граждане страны Россия. Отнюдь не только хипстеры и офисные хомячки и не только в столицах костерят на каждом углу режим — от президента до главы поселковой администрации. Однако наступает день выборов, и вчерашние критики либо не ходят на них («зачем ходить, раз все равно итог предрешен»), либо голосуют за любое действующее начальство («хуже не будет», «лишь бы отвязались», «какая разница»…).
Власть не изменится изнутри, в ней не появятся новые лица извне, пока этих изменений не захочет, выразив свое желание максимально ясным образом — с помощью избирательного бюллетеня или уличных акций — каждый. Достаточно было 100 тысячам москвичей (менее чем проценту городского населения) выйти на митинги, чтобы власть вернула, пусть изуродованные муниципальным фильтром и чуровскими методами подсчета голосов, но все-таки прямые выборы губернаторов. Чтобы формально упростился порядок регистрации политических партий, который в первые путинские десять лет только последовательно ужесточался. Чтобы власть реально испугалась и с перепуга начала закручивать гайки с помощью серии законов – от ужесточения наказания за митинги до борьбы с «иностранными агентами» среди неправительственных организаций. Само по себе закручивание гаек — действие оборонительное, охранительное, реакционное. То есть рядовые граждане заставили власть хоть как-то реагировать на свое существование. Ту самую власть, которая привыкла не замечать их вовсе.
Если на улицы выйдут миллионы, если большинство населения сходит на местные выборы и проголосует против кандидатов власти, ей невозможно будет не меняться. Именно так меняют власть в цивилизованных демократиях — активным протестным голосованием и массовыми уличными акциями протеста.
И никакой условный «Чуров» не посмеет исказить волю населения на выборах по заказу власти, если власть точно будет знать: после такого искажения миллионы людей просто сметут ее акциями протеста.
Российская власть не меняется только потому, что ее смены не хочет народ. А когда народ за глаза ругает и ненавидит власть, но никак не выражает это в публичном пространстве, неизбежно возникает эффект той самой кастрюли, из которой долго не выпускают пар. Эта кастрюля неизбежно взрывается, и пар вырывается наружу в «особо крупных размерах». Народ сознательно 12 лет принуждали к неучастию в политической жизни страны. Большинство тех, кто хорошо помнит советские времена, науку не интересоваться происходящим во власти усвоил очень хорошо, надеясь поглубже спрятаться от этого ненавистного государства в кокон частной жизни.
Так что власти вряд ли стоит придавать слишком уж большое значение своим успехам на выборах 14 октября. В стране по сути ничего не изменилось: народ предпочитает не любить власть молча и не брать на себя ответственность за судьбу страны. Поэтому нынешний режим держится не благодаря сознательной поддержке большинства граждан, а благодаря их элементарному пофигизму.