С июля 2013 года в России билеты на любой вид транспорта будут продавать только при наличии паспорта. «Нововведение заключается в том, что билеты на междугородние автобусы будут продавать при наличии паспорта, а на самолеты и поезда без него их и так не продают. Общественный транспорт эти изменения не затронут», – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Министерства транспорта России.
Новые правила вводятся в связи с приказом Минтранса России «Об утверждении порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных». Проще говоря,
перевозчики будут обязаны передавать данные о пассажирах, которые отправляются за границы своих регионов, правоохранительным органам. А те, по замыслу авторов идеи, таким образом смогут проследить путь любого пассажира не только на самолете или поезде, но еще и на междугородном автобусе или электричке, если та пересекает границы областей.
В министерстве традиционно объясняют новый порядок необходимостью усиления безопасности. А сама идея продавать билеты на междугородние автобусы по паспортам родилась после того, как правоохранительные органы задним числом установили, что молодые жительницы Дагестана, которые взорвали себя в московском метро в марте 2010 года, прибыли в столицу именно на автобусе. Тогда жертвами взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» стали 40 человек.
Усиление безопасности на транспорте как мера борьбы с терактами — общемировой тренд. В США после террористической атаки 11 сентября 2001 года были усилены меры безопасности, и с тех пор не произошло ни одного теракта. В России же есть регионы, где они происходят едва ли не каждый день. Хотя после каждого крупного теракта в Москве (теракты на Кавказе такой реакции у федеральных властей не вызывают, поскольку стали привычными) обычно придумываются новые меры безопасности. После взрыва в аэропорту Домодедово, в частности, решили ввести металлоискатели при входе в каждый столичный вокзал и аэропорт. Если сравнить, как проводится досмотр людей, входящих в здание любого московского вокзала и, например, автостанции в том же Иерусалиме, сразу станет понятно, кто и как борется с терроризмом: у нас по-прежнему в здание вокзала можно войти абсолютно спокойно безо всякого досмотра.
Вообще едва ли террористы будут ездить исключительно на междугородних автобусах внутри того же Дагестана, лидирующего по официальной статистике терактов, и исключительно по реальным паспортам. А каждую автомашину, если только не вводить военное положение, не досмотришь.
Беда России в том, что те меры безопасности, которые изобретают наши власти, либо неисполнимы, либо никак не связаны с тем, против чего направлены.
В 2004 году после захвата школьников в Беслане в интересах безопасности в стране отменили прямые выборы губернаторов, которые вернули спустя семь с лишним лет под влиянием уличных акций протеста в Москве. Хотя захват заложников в Беслане не имел ни малейшего касательства к издержкам прямых губернаторских выборов.
Тотальная паспортизация продажи билетов на автобусы ради борьбы с терактами — затея из разряда неисполнимых. И уж точно никак не способна повлиять на борьбу с терроризмом. Во-первых, совершенно непонятно, что может помешать будущей террористке-смертнице или не собирающемуся умирать террористу приобрести билет на автобус по своему абсолютно легальному паспорту. Во-вторых, если паспорт поддельный, трудно вообразить себе даже в самых смелых мечтах об инновационном рывке России, что на всех без исключения автобусных станциях страны уже летом 2013 года будет установлено оборудование, способное эти подделки различить. Точно такое же оборудование должно быть установлено и на самих автобусах: ведь люди подсаживаются в пути, и им продает билеты непосредственно водитель. Даже если представить, что кассир на автобусной станции передал правоохранителям сведения о пассажирах, с нашим традиционным неумением составлять и пользоваться базами данных, с уровнем подготовки стражей порядка, полиция едва ли сможет снять с пригородного автобуса потенциального террориста.
Нет смысла даже рассматривать случаи, когда человек «забудет» паспорт и просто попытается договориться. Как известно, два взрыва самолетов, вылетавших из Домодедово 24 августа 2004 года, были организованы за взятку в 30 долларов.
Так что продавать билеты на все виды транспорта вплоть до метро, троллейбусов и трамваев по паспортам, конечно, можно. Только не надо думать, что это имеет какое-то отношение к безопасности граждан и борьбе с терроризмом.