Бюджетная тема после публичной порки федеральных министров президентом по праву стала популярной в последние дни. Они, видите ли, не выполняют указы главы государства, а это ставит под вопрос реалистичность выполнения обещанных огромных бюджетных обязательств. Однако особенность ситуации в том, что, даже если власти обо всем договорятся, бюджета все равно не будет.
Нет, конечно, в конце концов, в каком-то там виде он появится, и все пожелания президента будут вроде как учтены. Но
закон о федеральном бюджете на 2013 год и на 2013–2014 года, который будет принят Госдумой этой осенью, почти наверняка придется принимать заново.
Причина: нереалистичность бюджета. Похожая ситуация, кстати, была совсем недавно, в 2008 году, когда Госдума приняла федеральный бюджет на 2009 год исходя из того, что экономический рост составит 6,7%. Напомню, что в 2009 году ВВП России упал на 7,8% — один из худших показателей в мире. Разница между прогнозным и фактическим основным макроэкономическим показателем оказалась колоссальной – 14,5 процентного пункта. Естественно, что, когда в начале 2009 года стал очевиден столь явный ляп с исходными прогнозными макропоказателями, бюджет пришлось срочным образом принимать заново.
Сегодня все споры вокруг бюджета сконцентрировались на том, как расписать расходы, чтобы всем хватило, чтобы все президентские обещания оказались выполненными. Между тем упускается главное: а будет, вообще, что делить? Доходы федерального бюджета критичным образом зависят от того, будет ли расти экономика. Пока прогнозируется, что ВВП страны вырастет в 2013 году почти на 4%. А если не вырастет? Вообще-то
оснований для того, чтобы ставить под сомнение хоть какой-то экономический рост в 2013 году, сегодня становится все больше.
В августе 2012 года промышленность, с учетом сезонного и календарного факторов, уже снизилась по отношению к июлю на 0,7%. Резко тормозят сельское хозяйство (-3,7% в годовом выражении), строительство (плюс 0,8%) и даже торговля (пока плюс 4,3%, что почти в 2 раза ниже показателя за первое полугодие).
Экономический рост в России к концу нынешнего года прекратится вовсе. И вот с такой сформировавшейся тенденцией страна вступит в 2013 год. Так откуда будет почти 4-процентный рост ВВП в будущем году? Не будет этого роста, что автоматически уменьшает доходы федерального бюджета примерно на 500 млрд рублей.
У президента, как нам показали по телевизору, много претензий к правительству по поводу бюджета. Однако хотелось бы заметить, что он сам является сегодня важнейшим участником бюджетного процесса.
Более того, именно с представления президентом Бюджетного послания Федеральному собранию должна начинаться работа над проектом федерального бюджета на очередной финансовый год. Все логично, так и должно быть. Определен и срок, когда Бюджетное послание должно направляться Федеральному собранию: не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году (ст. 170 Бюджетного кодекса РФ).
Однако напомню, что в текущем году Бюджетное послание было обнародовано 28 июня (!). Это как это? Президент требует от министров при подготовке проекта федерального бюджета выполнять сроки, установленные в его указах, а сам не выполняет закон? Да, именно так. Более того, это ведь не просто закон, это – Бюджетный кодекс Российской Федерации.
А вообще за 13 лет (2000–2012 годы) законодательно установленный срок представления президентом Бюджетного послания Федеральному собранию был соблюден только один (!) раз.
В 2007 году Бюджетное послание было обнародовано 9 марта, чаще всего это происходило в июне, а то и в июле (2004 год). Ну и о чем тогда можно говорить?
Кстати, следует обратить внимание на то, что, как уже отмечалось, в Бюджетном послании «определяется бюджетная политика». А это значит, что то, чего так и не увидел президент в проекте федерального бюджета (влияние на него пенсионной реформы), должно было быть опять же им определено в Бюджетном послании.
О приоритетах бюджета. Не знаю, изменятся ли они к моменту его окончательного принятия, но когда выясняется, что, к примеру, расходы на здравоохранение должны сократиться с 494,3 млрд рублей в 2013 году до 361 млрд рублей в 2015 году, а расходы на образование — с 605,7 млрд рублей до 572,6 млрд рублей соответственно, то все заверения о том, что из региональных бюджетов и соответствующих фондов финансирование, напротив, увеличится, представляются малоубедительными.
Потому что непонятно, почему вдруг решили, что там будут необходимые средства?
Вот, к примеру, тоже ведь не предполагали власти, что дефицит муниципальных бюджетов вырастет в 2012 году до 200 млрд рублей (оценка Минфина). И это в 14(!) раз больше, чем было в 2011 году.
Дефицит бюджетов крупнейших российских регионов остается большим. Вот данные за 2012 год: Москва – 252,6 млрд рублей, Санкт-Петербург – 51,9 млрд рублей, Свердловская область – 14,5 млрд рублей, Тюменская область – 41,2 млрд рублей и т. д.
Так на что надеяться будем? На то, что опять найдем какую-нибудь заначку типа 100 млрд рублей нераспределенных дивидендов компании «Роснефтегаз»?
Нет, не будет бюджета, нормального бюджета. Да и как он может быть, если бюджетное законодательство нарушается, если прогнозные макроэкономические показатели невозможно признать достоверными, а бюджетные обязательства, принятые властями на пике выборного популизма, являются неподъемными для нынешней российской экономики.
Автор – партнер, директор Департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)