Парламентарии, как это водится в России, принялись усиленно легитимировать задним числом вызвавший раскол в обществе и бурную реакцию в мире приговор по делу Pussy Riot. Все четыре думские фракции солидарно внесли и 25 сентября приняли заявление Госдумы с осуждением осквернения религиозных святынь в России. Этим не имеющим никакой юридической силы и не вызывающим особо острых возражений у любого здравомыслящего человека заявлением дело, увы, не ограничится.
В Госдуме подготовлен
проект поправок в Уголовный кодекс, а также в иные законы, связанные с религией и церковью.
Об этом было объявлено на заседании межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей. Законопроект, вводящий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и религиозных святынь, может быть внесен на рассмотрение парламента уже завтра.
Законопроект будет оформлен как поправки в Уголовный кодекс. Первая часть новой статьи УК РФ предусматривает наказание за публичные оскорбления религиозных убеждений граждан и прилюдное унижение богослужений, религиозных обрядов и церемоний. Эти правонарушения будут наказываться штрафом на сумму 300 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 200 часов или лишением свободы на срок до трех лет. Вторая часть статьи касается наказания за осквернение и разрушение объектов и предметов религиозного почитания, в том числе мест совершения религиозных обрядов и паломничества. За это нарушителю может быть назначен штраф на сумму от 100 до 500 тысяч рублей, 400 часов обязательных работ или пять лет тюрьмы.
Ранее эта норма была прописана в статье 143 УК РСФСР (нарушение свободы совести и вероисповедания) и предполагала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. В советские времена, несмотря на официальный атеизм советской власти, эта статья использовалась для борьбы с инакомыслящими, в том числе верующими людьми, выступавшими против советской власти.
Точно так же — для борьбы с противниками действующего светского режима — явно будет использоваться и новая статья УК, вводящая реальные тюремные сроки за оскорбление святынь и религиозных чувств.
Дело Pussy Riot с предельной наглядностью продемонстрировало, как светское государство, прикрываясь церковью, превращает мелкое хулиганство в основание для политического судилища и нимало не заботится о репутационном ущербе.
Государство сделало все, чтобы уголовная ответственность за «богохульство» и «поругание святынь» воспринималась мыслящей частью общества исключительно как политическая инквизиция. Ничего «святого», никаких ценностей, кроме самозащиты любыми способами, наша власть не признает. А волна антицерковного вандализма во многом спровоцирована самим государством и вызывающим для многих людей поведением иерархов Русской православной церкви.
Светское демократическое государство, каковым по Конституции является Россия, безусловно, обязано защищать права верующих и религиозные святыни всех конфессий. Но эта защита — лишь производная от защиты демократических прав и свобод всех граждан. Как бы российская власть ни пыталась представить панк-молебен Pussy Riot в качестве сугубо богохульного акта в самом официозном храме страны, из песни слова не выкинешь. Участницы группы выступили с конкретным антипутинским призывом в разгар президентской предвыборной кампании. Патриарх Кирилл в разгар этой кампании назвал Путина правителем от бога. Путин стал президентом и не стал препятствовать показательному судебному процессу над тремя молодыми девушками, не совершавшими никаких насильственных действий, не осквернившими никаких предметов религиозного культа. Качество организации процесса, уровень показаний свидетелей обвинения не оставляли сомнений в том, что он, как минимум, организован крайне небрежно. Да и вообще
наказывать уголовной статьей в светском государстве мелкое хулиганство в церковном учреждении одной из конфессий по меньшей мере странно.
Все выглядело так, будто «правитель от бога» мстит девушкам за выпад в свой адрес, прикрываясь именем самого бога и поставленной на службу исполнительной власти судебной системой.
В России нет проблемы массового антирелигиозного вандализма. В России есть проблема теряющей популярность власти. Вот что делает относительно невинный, если не полезный, то по крайней мере безвредный в условиях демократического государства закон откровенно инквизиторским.