Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, повышающий предельный возраст высокопоставленных чиновников с 65 до 70 лет. Изменения в действующий «Закон о государственной гражданской службе» планируются «в целях сохранения на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава».
Пресс-служба Кремля пояснила, что повышение планки предельного возраста для высокопоставленных чиновников станет логическим продолжением порядка, уже действующего в отношении судей, работников прокуратуры и Следственного комитета России. Сотрудники этих ведомств могут работать на госслужбе до 70 лет. Сейчас предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе составляет 60 лет. Этот срок может быть увеличен до 65 лет по решению нанимателя.
Когда Владимир Путин начал править Россией, он был самым молодым руководителем в ее постимперской истории наряду с Лениным. Путину, как и вождю мирового пролетариата, в момент прихода к власти было неполных 48. Тогда российский лидер воспринимался как молодой и динамичный руководитель, особенно на фоне больного и старого Ельцина. Сейчас Путину, хотя он по-прежнему в отличной физической форме, почти 60. А к моменту окончания третьего срока (притом что конституционно возможен и четвертый, а возраст для президента Конституцией не ограничен) стукнет 66. На этом фоне
намерение продлить предельный срок госслужбы высокопоставленным чиновникам выглядит попыткой создания новой кремлевской геронтократии по образу и подобию брежневского Политбюро и ЦК КПСС.
При Брежневе, а затем и после него до прихода Горбачева на ключевых постах в государстве находились больные и очень старые люди, что становилось объектом множества анекдотов и острот. Шутили, что рабочий день в Кремле начинается с реанимации, а из-за постоянных смертей престарелых членов Политбюро самый популярный вид спорта у советской элиты — гонки на артиллерийских лафетах (на лафет устанавливался гроб с останками очередного преставившегося партократа).
Нынешняя российская элита, часть ключевых фигур которой неизменно сопровождает Путина на протяжении 12 лет, просто пересаживаясь из одного властного кресла в другое, постепенно стареет. Путин, судя по его действиям, взял курс на пожизненное правление, менять людей из ближнего круга он категорически не хочет или боится, и ему важно узаконить свое право стареть на посту вместе с проверенными кадрами.
Не случайно по новому закону продлевать полномочия чиновников, достигших предельного возраста, будет исключительно глава государства.
В результате изначально вполне безвредный законопроект, для которого можно найти вполне объективные аргументы — население России тоже стареет, чиновник, очевидно, может быть дееспособным и полезным и в 70 лет — в нашем политическом контексте приобретает совсем иной смысл. Он создает дополнительные юридические предпосылки для легитимации замкнутой касты несменяемых бюрократов. Еще можно понять, допустим, пожизненный статус судей в США, но там суд действительно независим от исполнительной власти. Пожизненный статус судьи служит дополнительной гарантией того, что власть не сможет его ангажировать или коррумпировать. Но ведь и президенты в США гарантированно меняются — в крайнем случае каждые восемь лет. Хотя в мире нет практики ограничения предельного возраста для президентов, понятно, что если глава государства старше 75 лет, это, как правило, либо откровенный сатрап вроде 88-летнего зимбабвийского диктатора Роберта Мугабе, либо фигура, по конституции не имеющая серьезных управленческих полномочий, как 87-летний президент Италии Джорджо Наполитано.
В нынешней России продление предельного срока пребывания на госслужбе никакого практического смысла, кроме возможности для действующего президента сохранить как можно дольше своих людей на ключевых государственных постах, не имеет.
Мы даже можем сделать пожизненными судей Верховного или Конституционного суда. Но пока эти суды зависимы от Кремля и не отлажена система естественной сменяемости первых лиц государства, такой статус ничего не изменит по существу.
Так что повышение предельного срока госслужбы для высокопоставленных чиновников до 70 лет в сегодняшних российских политических координатах — показатель нежелания российской власти меняться ни персонально, ни содержательно. Если изменения внутри нынешней власти и случатся, они будут исключительно возрастными.