Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Не повторить Чечню

Активность исламских радикалов в Татарстане нельзя ни преувеличивать, ни игнорировать

Недавний теракт в Казани поставил точку на иллюзии, что Татарстану в отличие от Северного Кавказа удастся избежать радикализации религиозных настроений.

Июльский двойной теракт в Казани — покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова и убийство ведущего богослова и идеолога «традиционного» ханафитского ислама Валиуллы Якубова — оставил после себя множество вопросов, ответы на которые остаются неизвестными. Реакция же на теракт власти — адекватная, разумная или, напротив, суетливая, «нервная» — повлияет на обстановку в мусульманских регионах страны, включая Поволжье и Кавказ, а следовательно, на атмосферу во всей стране.

Возникает вопрос: а что собственно случилось в июле нынешнего года? Попытка свести все к сугубо коммерческим разборкам, связанным с прибылью, получаемой от паломничества мусульман в Мекку, выглядит несостоятельной. Такое объяснение, безусловно, упростило бы ситуацию для татарстанских политиков, но в него изначально мало кто верил. Вторая версия выглядит правдоподобнее, однако она ставит в неудобное положение татарстанский истеблишмент и лояльное ему мусульманское духовенство. Версия состоит в том, что теракт был организован местными ваххабитами-салафитами-фундаменталистами-исламистами — в контексте сложившейся в российском мусульманском сообществе России ситуации де-факто между ними нет принципиальных различий.

Зато важно отметить, что, как бы их ни называть, все они оппонируют так называемому традиционному татарскому исламу. Деление ислама на традиционный и нетрадиционный имеет место и в Татарстане, и на Северном Кавказе, и в Центральной Азии (вообще в мусульманском мире), и оба ислама находятся в перманентном конфликте, сопровождающемся стычками между противоборствующими сторонами.

Борьба эта является не только религиозной, но также идеологической и политической. Это схватка за влияние на умы мусульман, за контроль над мечетями, религиозными институтами и университетами, в конце концов, за общество.

Чего конкретно хотят в Татарстане местные «ваххабиты» — будем называть исламских оппозиционеров так, как они чаще всего именуются журналистами и политиками? Во-первых, доказать свое превосходство над традиционным исламом, который менее требователен к соблюдению шариатских нормативов, над духовенством, которое слишком лояльно власти и стоит на позициях откровенного конформизма. Во-вторых, они стремятся быть сопричастными к движению мирового радикального ислама, частью которого они себя считают. В-третьих, они добиваются возможности следовать исламскому образу жизни, жить по законам шариата, а если это невыполнимо, выйти из состава России, образовав свое исламское государство.

Последнее обстоятельство сближает «ваххабитов» с радикальным национализмом, который в Татарстане объявился еще в самом начале 1990-х, но так и не сформировался в широкое влиятельное течение.

Думается, что и сейчас у национал-сепаратистов нет никаких шансов превратиться в массовое движение, однако их взаимодействие с «ваххабитами» привлечет к ним лишнее внимание.

Сколько в Татарстане сторонников «ваххабизма», не знает никто. Одни говорят, что их всего несколько десятков, другие — несколько сотен. Называют и 3 тысячи человек. Если судить по опыту Северного Кавказа, то установить их число практически невозможно. Зато очевидно другое: разделяющие «ваххабитские» убеждения имамы служат и проповедуют как минимум в десятках из тысячи татарстанских мечетей, в том числе в крупнейших городах республики — Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске и др. И к ним прислушиваются, поскольку в их искусной проповеди — а сотни молодых татар прошли обучение в исламских университетах арабских стран и Турции — религиозные наставления увязаны с призывами к востребованной в России (и не только мусульманской) социальной справедливости, честной власти.

Особой популярностью «ваххабиты» пользуются у молодежи, часть которой разочарована в традиционном исламе, вяло преподносимом официальными священнослужителями.

За последние годы усилились контакты татарских радикалов с их единомышленниками с Северного Кавказа и Центральной Азии. Выходцы из этого региона, особенно из Чечни, приезжают в республику, вообще в Поволжье, оседают там, заводят деловые и религиозные связи, способствуют росту религиозности среди местных мусульман. Некоторые имамы Поволжья рассказывают, что во время общей пятничной молитвы более половины их прихожан составляют выходцы с Северного Кавказа.

Ситуация в Татарстане давно привлекает к себе внимание кавказских радикалов. Их лидер Доку Умаров открыто призывает своих сторонников ехать в Татарстан, другие районы Поволжья, чтобы организовывать там радикальное исламское (даже повстанческое) движение, начать джихад. Еще в 2006 году Умаров объявил о создание вилайета (административной единицы т. н. исламского имарата) Идель-Урал.

Из Центральной Азии, особенно из Узбекистана, в регион проникают члены радикальной организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислямий» («Партии исламского освобождения»), которые создают интернациональные ячейки с участием местных мусульман. Сторонники ХТИ ограничиваются пропагандой и распространением религиозной литературы, однако их влияние пусть медленно, но все же растет. Свидетельство тому участие их сторонников в акциях против муфтията Татарстана. На ветровых стеклах многих машин, на которых съезжались к главной казанской мечети Кул-Шариф противники муфтия Ильдуса Фйзова, виднелась эмблема ХТИ.

Активность исламских радикалов в Татарстане нельзя преувеличивать, но ее нельзя и игнорировать, как это порой делают власти республики. Да, большинство татар остаются приверженцами традиционного ислама, а активность ваххабитов их даже раздражает.

С другой стороны, нельзя пренебрегать тем фактом, что тенденция радикализации ислама в Татарстане имеет место, причем особенно среди молодежи. Растет и влияние радикалов извне.

Недавний теракт поставил точку на иллюзии, что Татарстану в отличие от Северного Кавказа удастся избежать радикализации религиозных настроений. К тому же ислам в Татарстане, как и во всем остальном мире, неотделим от политики, что делает ситуацию в республике весьма острой.

Удастся ли власти — местной и федеральной — избежать нарастания конфликта, покажет время. На Северном Кавказе этого сделать не удалось.

Автор — член научного совета Московского центра Карнеги.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости