Губернатор Московской области Сергей Шойгу поменял мэров Химок и Балашихи, которые были важными фигурами в команде прежнего главы региона Бориса Громова. Сами по себе отставки мэров после смены губернатора вещь вполне естественная — традиционный принцип «новой метлы». Гораздо интереснее мотивация этого решения, озвученная самим Шойгу. «В начале недели Стрельченко (мэр Химок, прославившийся на всю страну благодаря скандалу вокруг строительства автотрассы Москва — Петербург через Химкинский лес. — «Газета.Ru») и Самоделов (мэр Балашихи. — «Газета.Ru») пришли ко мне в кабинет, мы поговорили, и они написали заявления об отставке, — сказал Шойгу журналистам. — Они опытные руководители, но все меняется. Моя главная задача — провести чистые выборы. Люди истосковались по честным выборам». Губернатор заявил, что Подмосковье постарается обеспечить максимально открытую работу наблюдателей, избирательные комиссии будут быстро рассматривать любые жалобы, а главным критерием должны быть не политические взгляды, а профессионализм кандидата: «Нам хозяйственник нужен, пахарь. Нельзя работу района доводить до партийных действий. Партийность не имеет значения».
Тут можно подписаться буквально под каждым словом. Слова о тоске людей по честным выборам из уст одного из создателей привыкшей выигрывать любой ценой партии «Единая Россия» и многолетнего оплота путинского режима можно даже интерпретировать так, что в последние годы в выборы в стране были нечестными. А
намерение провести честные выборы с максимально открытой работой наблюдателей и оперативным рассмотрением любых жалоб избирательными комиссиями выглядит даже более радикально, чем знаменитые видеокамеры на каждом избирательном участке на президентских выборах, установленные по распоряжению Путина.
Беда в том, что веры этим словам нет никакой. Неписаный закон российских выборов путинской эпохи — «не важно, как проголосуют, важно, как посчитают», — пока никто не отменял. Формально личная популярность Шойгу еще позволяет провести действительно честные выборы мэров Химок и Балашихи. Сам губернатор может публично поддержать назначенных им и. о. мэров Химок и Балашихи или любых других кандидата (что не запрещено законом) и тем самым обеспечить их победу даже без массовых вбросов бюллетеней, «каруселей» и других неизменных атрибутов искажения воли граждан. Но для федеральной власти может быть опасен сам прецедент честных выборов, да еще и в непосредственной географической близости от столицы.
Тем более что в Москве ситуация с возможностью победы представителей власти в честной кампании на выборах и мэра, и Мосгордумы существенно отличается от подмосковной. Популярность мэра столицы явно ниже, чем у губернатора Подмосковья, а оппозиционный настрой москвичей по отношению к федеральной власти, напротив, ощутимо выше. Настолько, что в Москве даже не удалось обеспечить простого большинства голосов за Путина на президентских выборах. Поэтому контраст между честными выборами в Подмосковье и обычными, чуровскими, в Москве стал бы дополнительным раздражающим фактором оппозиционных настроений. К тому же дурной пример заразителен:
если выборы в Подмосковье будут честными, того же могут начать активнее требовать в других российских регионах, где позиции ставленников власти не так прочны. А в губернаторском корпусе за годы кулуарных назначений глав регионов и после отставок тех, кто еще успел пройти школу прямых выборов, осталось не так много людей, действительно популярных у местного населения.
Впрочем, выборы в Химках и Балашихе могут стать модельными не только для власти с точки зрения серьезности ее намерений сделать более прозрачным избирательный процесс. Это очевидное испытание и для несистемной оппозиции. Эти выборы, особенно в Химках, которые до определенной степени политизировала история с Химкинским лесом, покажут, готова ли оппозиция эффективно бороться за власть там, где популярность федеральной власти относительно невелика. И уже есть не очень хороший для оппозиционеров признак: «Яблоко» собирается выдвигать своего кандидаты в мэры Химок, а активисты, защищавшие Химкинский лес, — своего, «народного», как о том заявила Евгения Чирикова. В любом случае
на примере Химок и Балашихи мы сможем увидеть, готова ли федеральная власть проводить честные выборы хотя бы на муниципальном уровне, хотя бы в одном регионе и хотя бы при наличии популярного губернатора.
Или людям так и оставят гарантированную бессрочную возможность тосковать по честным выборам, несмотря на очень правильные слова губернатора Сергея Шойгу.