Вице-премьер, руководитель аппарата правительства Владислав Сурков получил новые полномочия. Ему поручено курировать взаимодействие Белого дома с религиозными организациями. Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев. Ранее ответственной за работу с религиозными организациями была «социальный» вице-премьер Ольга Голодец.
Сурков уже курировал отношения с религиозными организациями, когда работал в администрации президента (с 1999-го по 2011 годы). Хотя главной его задачей тогда был контроль над политической системой с помощью управляемых выборов и создание декоративных институтов так называемой «суверенной демократии» (квазипартий, включая «Единую Россию», карманного парламента, Общественной палаты и т. п.), подменявших собой полноценные естественные институты демократического государства.
Возвращение кураторства религиозных организаций бывшему главному кремлевскому имиджмейкеру, мастеру подковерной политики, пусть теперь и работающему в откровенно слабом по влиянию правительстве Медведева, не могло не быть согласовано с Кремлем.
Просто в кремлевской администрации сегодня нет людей, способных хоть как-то формулировать и проводить политику в отношении религиозных организаций и конвертировать нарастающие скандалы с религиозной начинкой в «правильные» пиар-акции, положительно влияющие на рейтинг власти. Поэтому Суркова, похоже, решили использовать в его прежнем качестве — закулисного политического разводящего. Но на сей раз не применительно ко всей политической системе (ей рулит администрация Путина, и никто человеку из правительства Медведева этого права не отдаст), а на конкретном, узком, но благодаря неадекватной реакции властей ставшем реальной «горячей точкой» церковном участке.
Официальные представители традиционных конфессий дружно поспешили одобрить новую миссию Суркова. Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду, что мудрость, гибкость и креативность вице-премьера позволят ему и дальше находить верные решения сложных религиозно-общественных вопросов. «Владислав Юрьевич имеет большой опыт в кураторстве этой темы... У господина Суркова есть интерес к этой теме – не только профессиональный, но и личный... Я всегда был рад тому, что, обсуждая темы взаимодействия государства и церкви, мы не только успешно решали практические вопросы, подчас непростые, но и вели диалог о будущем страны и мира, о будущем месте религии в общественных процессах», — заявил Чаплин. «Я не первый год знаю Суркова, мы с ним работали несколько лет назад, считаю его назначение верным решением руководства страны. Я уверен, что в качестве специалиста по работе с религиозными организациями он принесет большую пользу России», — вторит официальному представителю РПЦ председатель Духовного управления мусульман Чеченской республики Султан Мирзаев.
Однако суть проблем, которые предстоит решать Суркову в новом качестве (они явно не религиозные, а политические), вызывает большие сомнения в успешности этой новой «духовной» миссии.
Эти проблемы не решаются привычными методами «вертикали» — ни назначением «своего» человека на конкретную должность, ни пиар-кампаниями по дискредитации оппонентов. Речь идет о нарастающем ценностном расколе и противостоянии в обществе.
17 августа должен быть вынесен приговор содержащимся уже более пяти месяцев в тюрьме трем участницам панк-группы Pussy Riot, устроившей в храме Христа Спасителя в разгар президентской предвыборной кампании панк-молебен «Богородица, Путина прогони!». Их намерены осудить за хулиганство по мотивам религиозной ненависти (статья 213 УК). Прокурор потребовал для каждой из участниц группы по три года колонии. Это дело вызвало мощнейший публичный резонанс в мире и все более очевидный раскол в российском обществе.
РПЦ начали открыто обвинять в откровенном пособничестве власти вместо церковного нейтралитета и в отказе от истинно христианских ценностей, а девушки из панк-группы стали символом сопротивления нынешней политической системе.
За них заступаются мировые звезды шоу-бизнеса и политики по всему миру, они попали на первые страницы и в выпуски новостей ведущих мировых СМИ. Такого резонанса не имело ни одно уголовное дело путинской эпохи, включая преследование Михаила Ходорковского и разгром ЮКОСа.
Не меньше проблем у светской власти и с мусульманами. 19 июля был взорван автомобиль муфтия Татарстана Илдуса Файзова, в тот же день расстреляли заместителя муфтия Валиуллу Якупова. Обе жертвы считались активнейшими борцами с ваххабизмом, а сам Татарстан не воспринимался властями как регион, где исламские радикалы способны совершать теракты и вообще имеют хоть какое-то влияние. При этом влияние ваххабизма в северокавказских республиках российская власть не отрицает.
В такой ситуации умений Суркова может хватить лишь на то, чтобы нивелировать политические последствия нарастающего политического раскола, принимающего формы религиозного противостояния, для власти.
Если, конечно, власть не пойдет на сознательное обострение ситуации и дальнейшее углубление раскола, окончательно отторгнув от себя мыслящую часть нации, а заодно похоронив шансы на модернизацию страны. В этом случае от Суркова потребуется не столько взаимодействие с религиозными организациями (и без того чрезмерно, до степени политической неразличимости, лояльными власти), сколько формулирование сути режима, который придет на смену «суверенной демократии».