Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что решил простить чеченскому коллеге Рамзану Кадырову обвинения в недостаточно эффективной борьбе с терроризмом в Ингушетии. «Сейчас священный месяц Рамадан — всевышний велит нам прощать друг друга. Поэтому я не стану комментировать резкие высказывания Кадырова», — цитирует пресс-служба администрации Ингушетии слова Евкурова. До этого в ответ на критику чеченского лидера глава Инушетии заявлял, что у него и у Кадырова разные методы борьбы с терроризмом и что главы соседних субъектов федерации должны воздерживаться от обвинений.
Лидеры двух республик поссорились после гибели трех боевиков в ингушском селе Галашки. По версии Кадырова, 29 июля чеченские оперативники из ФСБ и МВД провели в этом селе успешную спецоперацию, уничтожив братьев Заурбека и Ибрагима Авдорхановых, а также Аюба Халадова, причастных к нападению на село Центорой в Чечне. Евкуров утверждал, что никакой операции не было, боевики подорвались на самодельной бомбе, а чеченские силовики просто забрали «два трупа и одного раненого».
По словам Кадырова, чеченские власти неоднократно предлагали Ингушетии совместно бороться с боевиками, однако все время получали отказ.
Глава Чечни выдвинул против Евкурова и более тяжкие обвинения, заявив, что тот «сеет семена раздора между чеченским и ингушским народами».
В качестве примера Кадыров привел празднование 20-летия Ингушетии как дня обретения республикой независимости (в СССР существовала единая Чечено-Ингушская АССР, в 1992 году была образована отдельная Республика Ингушетия). «О какой независимости ведутся разговоры? Что это за независимость, от кого? От Чечни, что ли? Для Евкурова характерно делать аналогичные поступки, а затем извиняться», — заявил глава Чечни.
Пока Кадыров и Евкуров публично выясняли отношения, вновь отличился губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. На расширенной коллегии МВД он заявил, что будет создавать казачью полицию для пресечения миграции кавказцев с Кубани, иначе Краснодарский край повторит судьбу Косова: кавказцев станет так много, что они изгонят русских.
В принципе, обвинения Кадырова в адрес Евкурова, как и инициативы Ткачева неудивительны. Но обращает на себя внимание полное отсутствие какой бы то ни было реакции на эти события федерального центра. Никак не прокомментировали ситуацию два полпреда президента — северокавказский Александр Хлопонин, в чьей зоне ответственности находятся Чечня с Ингушетией, и «отвечающий» за Кубань представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов. Впрочем, и Хлопонин, и особенно Устинов вообще никак не проявляют себя в публичном пространстве, хотя представляют президента в самых горячих точках страны. Ничего не сказали по поводу Кадырова и Евкурова, а также Ткачева ни в администрации президента, ни сам президент, хотя
публичная грызня между руководителями кавказских республик и формирование незаконного вооруженного формирования главой Кубани с откровенно заявляемыми националистическими целями прямо дискредитируют саму федеральную власть.
Поскольку на выборах что Кубань, что Ингушетия с Чечней всегда дают власти высочайшие результаты и в личной лояльности кавказских руководителей Путин не сомневается, он, видимо, не считает юг России важным для себя и страны регионом. Массовых протестов против федеральной власти там нет, любые реакционные инициативы Кремля встречаются на ура. От Кавказа центр привык откупаться солидными дотациями из федерального бюджета, а краснодарский губернатор – один из наиболее близких идеологически и ментально нынешнему главе государства руководителей регионов.
При этом ситуация в регионе остается взрывоопасной в буквальном смысле (в частности, в понедельник очередной взрыв террористов-смертников произошел в Октябрьском районе Грозного). Но никакой внятной кавказской политики у Кремля как не было, так и нет. Северокавказский полпред президента Хлопонин как политик просто не существует. Главный курируемый им проект — превращение Северного Кавказа в гигантский туристический кластер — по-прежнему выглядит совершеннейшей утопией. Интерес самого Путина к югу России, видимо, исчерпывается Олимпиадой-2014 в Сочи. В результате Кавказ все более явно становится бесхозной территорией, отданной на откуп местным элитам. Маленькую победоносную войну для повышения рейтинга там уже вроде не проведешь, а серьезно заниматься обустройством проблемного региона федеральная власть, видимо, не намерена.