Соратники Алексея Навального официально подали документы в Минюст на регистрацию партии «Народный альянс», о создании которой было объявлено еще в конце июня. Минюст зарегистрировал партию Михаила Прохорова «Гражданская платформа». Президент Владимир Путин на фоне появления новых партийных проектов предельно откровенно высказался о смысле затеянной властью реформы, когда после десятилетия надуманных запретов и ограничений на регистрацию партий теперь, напротив, открыты все шлюзы.
Отвечая на вопрос участника молодежного лагеря «Селигер», Путин заявил, что России нужно много партий, «чтобы они поняли, что их не поддерживает общественность».
«В этом есть большой, глубокий смысл. Потому что, пока что-то запрещено, кто-то считает, что на нем боженька заснул (во всяком случае, задремал), — сказал президент. – Когда люди вылезают из подполья, предъявляют свои взгляды, свои убеждения, предъявляют свою позицию, формулируют свою программу, тогда становится ясно, общество поддерживает такую группу людей, которая появилась в виде политической партии, или нет; или что-то им нужно менять для того, чтобы завоевать симпатии избирателей. В этом есть большой политический смысл».
Едва ли можно себе представить ситуацию, при которой нынешняя власть позволит оппозиционной партии любого толка выиграть какие бы то ни было выборы, независимо от реальной поддержки населения. В любом случае
наличие партий у политиков, претендующих на роль потенциальных лидеров оппозиции (декоративной, как Прохоров, или более честной, как Навальный), даст им реальный шанс убедиться в том, насколько действенны партийные структуры в условиях бутафорной демократии.
Пока — при нынешней системе выборов и патологическом стремлении власти к несменяемости любой ценой — есть стойкое ощущение: наличие большого числа реально оппозиционных партий не изменит политический расклад в стране.
Условий для мирной смены курса путем регулярных побед представителей оппозиции на выборах разных уровней вплоть до федерального в обозримом будущем не просматривается. Ближайшие федеральные выборы и вовсе запланированы на конец 2016 года. Тем не менее этот партийный опыт, а потом и возможное объединение оппозиционных, но уже легальных, официально зарегистрированных партий может пригодиться всем, кто хотел бы остаться в легальной политике, но не на стороне действующей власти. Потому что все равно смысл любой политической деятельности — борьба за власть. Даже если власть невозможно получить мирным путем, все равно надо быть готовым к борьбе за нее организационно, когда режим будет трансформироваться в результате внутриэлитных потрясений, смены лидера по естественным физиологическим причинам или каким-нибудь другим недемократическим способом.
Новейшая история России показывает, что партия власти может не иметь ни идеологии, ни ценностей, ни внятной программы, ни реальных лидеров, ни своего правительства парламентского большинства, ни даже реальных полномочий принимать решения. Но настоящая демократия предусматривает борьбу за власть между партиями реальных лидеров и реальных ценностей.
Она предполагает ответственность политиков, пришедших к власти, за качество управления страной. Ко всему этому в России любой будущей власти надо готовиться. Это не менее важно, чем организация уличных акций протеста или громкие разоблачения высокопоставленных коррупционеров.
Новые политические лидеры, благодаря партийной реформе, пусть и воспринимающейся самой властью как сознательное создание хаоса и неразберихи на электоральном поле, теперь могут начать формироваться не только на улицах. Разумеется, ту же партию Навального, даже зарегистрировав, могут не допустить к выборам, а ее лидера – посадить. Но
карт-бланш на регистрацию партий дает хотя бы теоретический шанс на появление в России реальной системной оппозиции: до сих пор все настоящие оппозиционеры были вне системы.
Политикам нового поколения все равно придется учиться вести честную борьбу за власть и симпатии избирателей. Хорошо бы, чтобы эти навыки пригодились как можно скорее.