Подготовленный в правительстве закон об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма имеет мало законодательных аналогов по расхождению заявленных и реальных целей. Он несет в себе все пороки существующей в России бюрократической системы: политическую нерешительность, волокиту, наглый лоббизм групп интересов под видом общественного блага, равнодушие к полученному результату. Ворочавшаяся два года правительственная гора родила даже и не мышь, а уродливую «неведому зверушку». Решительный шаг по избавлению граждан от сигаретной холеры снова не сделан.
Главный бенефициар этого законопроекта — крупные торговые сети, уничтожающие своих шустрых уличных конкурентов-киоскеров. Они ловко использовали очередной (после собянинской борьбы с «неэстетичными» киосками, «мешающими проезду») повод для укрепления своего положения на рынке. Инструмент и на этот раз придуман анекдотичный — запрет продавать определенный товар в связи с недостаточной величиной торговой площади. Не влезает пачка сигарет в домик кума Тыквы.
Цель понятна: под прикрытием «борьбы с курением» перетянуть обороты конкурентов к себе и, кроме того, увеличить продажи сопутствующих товаров. Как это возможно?
Иногда обращают внимание на тот факт, что товары в киосках стоят дороже, чем в супермаркетах. Отсюда делается вывод о том, что «киоски нужно закрыть», так как в них «все дороже». И, тем не менее, год за годом, этот самый памятник раннему российскому капитализму, в котором «все дороже», устойчиво демонстрирует свою способность конкурировать с супермаркетами, в которых иной раз действительно дешевле. Разгадка здесь в том, что киоски используют свое местоположение и, строго говоря, даже идентичные товары, покупаемые в них и супермаркетах не одно и то же. Когда потребитель платит больше, он платит за товар, который ему удобнее купить здесь и сейчас. Экономисты придумали особое понятие для описания такой ситуации — «монополистическая конкуренция».
Поскольку сигареты — товар особый, формирующий зависимость, то вполне понятно, что часть потребителей будет склонна чаще, чем это было бы с обычными товарами, обращаться в супермаркеты, приобретая вместе с сигаретами то, что обычно покупалось в киосках. Раз уж пришлось прийти в магазин за губительной страстью, то почему не купить остальное? Поэтому
крупные торговые сети по справедливости получают от нас за этот законопроект золотую медаль лоббистов. Для них он несет чистый выигрыш.
На вторую ступень пьедестала почета следует поставить рестораторов. Не в силах сопротивляться веяниям времени, принятому в западных странах правилу — запрету курения в своих заведениях, «серебряные медалисты» придумали уловку — затянуть вступление в действие нормы о запрете курения в своих заведениях на 3 года. Отложить вопрос, а там, глядишь, можно будет пожаловаться на тяжелое положение бизнеса и получить новую отсрочку.
Но и сегодня рестораторами, видимо, были выдвинуты веские аргументы, от которых чиновники не смогли отказаться. Как новация подано размытое понятие «специально выделенные изолированные помещения, оборудованные системой вентиляции», которые и сегодня имеются во многих московских кафе и ресторанах. Это очень просто: при работающей вентиляции зал разделен перегородкой на две части — в одной курят, в другой нет. Но если у кого-то нет и такого, то на создание подобных мест дано время до 1 января 2014 года. Годовой переходный период, которого собственники киосков, видимо, по чиновной забывчивости не были удостоены. Для них запрет предполагается ввести сразу, начиная с напутственного слова лидера и последующего похоронного боя кремлевских курантов, возвещающих о наступлении Нового, 2013 года.
Кроме того, рестораторы планируют до 2016 года продолжать травить сигаретным дымом в залах для курящих официантов и официанток — в основном молодых людей, на которых, как можно догадаться, разграничение на «изолированные помещения» не действует. А дискриминировать граждан при приеме на работу по причине здорового образа жизни не додумались даже и хитроумные рестораторы. Но можно не сомневаться, если дискуссия о нарушении права на здоровье сотрудников ресторанов получит развитие, услышим слова о том, что «будем брать только курящих». Наконец,
бронзовая медаль достается лоббистам из табачного бизнеса. Но это, пожалуй, третье место, равное победе.
Потому что за всеми слезливыми заботами о правах малого предпринимательства и вздохах об ужесточениях табачные компании снова избежали простых и ясных решений — полного запрета с 1 января 2013 года курения во всех общественных местах и резкого, до европейского уровня, роста табачного акциза.
Здесь, между прочим, и лежит область необходимых и достаточных решений. Чтобы сделать сигареты менее доступными потребителям и прежде всего детям (сейчас цена за пачку среднего ценового сегмента меньше 1 доллара), не нужно тасовать торговые точки в зависимости от размера помещения. Для этого достаточно резко увеличить акциз, и часть потребителей будет отсечена от «раковых трубочек» везде — и в супермаркетах, и в киосках.
Второе столь же простое решение — не только запрет на рекламу в местах продаж, но и запрещение выкладывать на витрины разноцветные пачки. Подобная мера приведет к продолжению линии на удаление табака из нашей жизни. И здесь опять же
не нужно считать, что доставаемые из-под прилавка супермаркета сигареты будут чем-то лучше таких же сигарет, вынимаемых из ящика в киоске.
И, наконец, третье решение — полный запрет курения во всех общественных местах. Не только в ресторанах и кафе.
Однако провести эти ясные инициативы через все лоббистские рифы у властей не достает то ли сил, то ли желания.