«Газпром» занял первое место в рейтинге самых прибыльных компаний в мире по итогам 2011 года, дружно передали в понедельник российские СМИ, ссылаясь на рейтинг, составленный американской версией журнала Forbes (в русской версии уверяют, что подобного рейтинга журнал не составлял – «Газета.Ru»). Впрочем, эту радостную весть сообщил сам глава компании Алексей Миллер, обращаясь несколько недель назад к акционерам «Газпрома». «По итогам минувшего года «Газпром» продемонстрировал рекордные финансовые результаты: выручка головной компании составила более 3,5 трлн рублей, что на 23% больше, чем в 2010-м году. Чистая прибыль головной компании, исходя из которой рассчитываются дивиденды,— почти 880 млрд рублей, это выше прошлогоднего показателя в 2,4 раза. А чистая прибыль Группы «Газпром» впервые за всю историю превысила триллион рублей. Мы уже второй год подряд являемся мировым лидером по размеру чистой прибыли, и не только среди нефтегазовых, а всех компаний в мире!»
Однако победа российской компании, рекламирующей себя в качестве «национального достояния» и действительно приносящей почти каждый пятый рубль дохода российской казне, в неформальном чемпионате мира по размерам чистой прибыли вовсе не повод для гордости или какой-то особой радости рядовых россиян.
Размер прибыли в современном мире далеко не всегда зависит от качества ведения бизнеса. В частности, «Газпром» просто является монополистом по добыче и транспортировке газа в самой богатой этим сырьем стране мира. А ценовая конъюнктура мировых сырьевых рынков позволила использовать это конкурентное преимущество по полной программе.
Но главное — не качество или степень прозрачности ведения бизнеса «Газпромом», а то, что от его рекордных прибылей, возможно, лучше живется топ-менеджерам компании, футболистам и тренерам санкт-петербургского футбольного «Зенита» и хоккейного СКА, но не миллионам россиян, у которых до сих пор нет газа.
Отсутствие полной газификации России при наличии крупнейшей газодобывающей компании мира — яркий символ того, насколько наше «национальное достояние» далеко от интересов самой нации.
В начале этого года заместитель председателя газового холдинга Валерий Голубев рассказал о планах «Газпрома» по газификации страны. Только через восемь лет, к 2020 году, холдинг собирается довести этот уровень до 85%. При этом, по официальным данным, к началу 2012 года средний уровень газификации в России составил лишь 63,2%. Причем даже в городах он не превышает 70%, а в сельской местности газифицировано менее половины потенциальных потребителей – 46,8%.
Нельзя сказать, что «Газпром» не тратит деньги на газификацию России. В 2005-2011 годах общие инвестиции холдинга в эту сферу составили почти 150 млрд рублей. Но это все равно лишь чуть больше 10% чистой прибыли за один только 2011 год.
В нынешнем году газовый холдинг обещает потратить на газификацию 37,66 млрд рублей. В прошлом было потрачено чуть более 25 млрд при том, что общая инвестпрограмма «Газпрома» на 2011 год превышала 1 трлн рублей. Так что приоритеты газовой компании – явно не в обеспечении газом рядовых россиян.
Между тем роль «Газпрома» в обеспечении россиян элементарными условиями для относительно комфортной жизни критически велика. Эта крупнейшая энергетическая компания Российской Федерации ведет производственную деятельность на территории 81 региона из 83. При этом «Газпром», естественно, является доминирующим поставщиком природного газа на российском рынке – его доля превышает 70%. Компания поставляет газ в 70 регионов страны. Более того, поскольку «Газпром» является монополистом газопроводной сети, фактически и независимые поставщики газа зависимы от нашего «национального достояния».
Так что при наличии политической воли государства, главного акционера «Газпрома», проблему газификации России давно уже можно было решить. Однако «Газпром» скорее славен своими лоббистскими способностями и ролью государства в государстве, нежели сознательной работой на благо населения. Постоянная и чаще всего успешная борьба с правительством за повышение тарифов (при том, что газ в России, конечно же, объективно дешев), за налоговые льготы, активная экспансия за пределами страны – вот главные видимые глазу достижения компании. «Газпром» не только старается приобрести иностранные активы, но и стать спонсором крупных имиджевых проектов. Среди последних – договор о спонсорстве футбольной Лиги чемпионов и попытки стать титульным спонсором флагмана германского футбола – мюнхенской «Баварии» вместо гораздо менее именитого клуба «Шальке 04» из Гельзенкирхена. Это вполне нормально, только почему бы при таких доходах не решить и внутренние проблемы своих граждан?
Разумеется, наличие в стране компании, которая имеет самую большую чистую прибыль в мире, может тешить имперское самолюбие некоторых обывателей. Но ни о величии самой страны, ни о способности конвертировать наши гигантские природные богатства в достойную жизнь большинства населения это не свидетельствует.
Чарльз Вильсон мог с полным основанием говорить: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо для Америки». Едва ли большинство россиян подпишется под словами: «Что хорошо «Газпрому», то хорошо для России».