Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Колокольчики запретов

Вводимые сверху все новые ограничения способствует непрерывному накоплению недовольства граждан

Наступление властей на нравственно-воспитательном фронте — от антигейского акта на родине президентов до антипедофильского вторжения в интернет — на каждой стадии задевает какую-то группу граждан. Вопрос — на какой стадии завинчивания гаек народ разозлится по-настоящему.

Неполных три месяца назад Путин с Медведевым угостились пивом после первомайской демонстрации. Вы спросите: а при чем здесь запрет на рекламу пива и на пивную торговлю в ларьках? И в самом деле ни при чем. Ведь реклама пива официально запрещена только на днях. Не говоря уже о том, что его распитие вождями никакой рекламой не являлось, будучи всего лишь метафорой близости к народу. Не зря ведь в том же баре и за тем же столом прикладывался к кружке Шмаков и еще кто-то из простых.

Что же до другого закона, который приравнял пиво к прочим алкогольным напиткам и вступил в силу три недели назад, то он упраздняет не только сбыт пива через ларьки и киоски, но и запрещает его употребление в общественных местах. Но ведь бар — не общественное место. Общественное место — это, допустим, подъезд. И только тупой и упертый недоброжелатель скажет, что широчайший телепоказ этой сценки с пивом и вождями превратил ее в общественный факт. Свободно выбирайте любой райсуд в Москве, и ни один судья, даже если он самый последний крючкотвор и законник, не найдет тут даже и малейшего намека ни на криминал, ни тем более на пропаганду нездоровых способов проведения досуга.

Впрочем, все сказанное — это логические рассуждения. То есть не имеющие касательства к делу.

Вожди позировали с пивными кружками вовсе не потому, что забыли о близости принятия антипивных законов. Но и не с целью показать народу, что собственные предписания к ним не относятся. Просто акты власти и персональный быт для них в разных плоскостях. И не только для верховных вождей, но и для самых скромных тружеников начальственной машины.

Вот, например, депутат Мизулина, номинальный автор другого запретительного закона, про интернет, раз за разом называет многочисленных критиков этого акта «педофильским лобби». А ведь это совершенно конкретные люди с совершенно конкретными именами. Как же тогда быть с еще одним свежайшим законом — «О клевете»? С негодованием отметая мысль, что пять миллионов штрафа для Мизулиной не деньги, приходим к простому предположению: перед мысленным взором депутата прокручивается перечень поступков, для пресечения которых принят закон «О клевете», и как раз клеветы среди этих поступков и нет. Значит, не о чем и беспокоиться.

Вот, кстати, еще одна мысль, полезная для понимания устройства начальственных душ. Ее уже несколько раз высказывали применительно к тому самому мизулинскому закону о черных списках интернет-сайтов. А именно, что цензурная задача в этом законе, может быть, и не главная. За запись в блоге ведь запросто сажали и раньше. Статья всегда находилась.

Сводить принятие нового акта только к решению каких-то сугубо практических репрессивных задач значит слишком узко понимать нашего начальствующего человека. А его надо измерять и духовным аршином.

Чтобы прочувствовать этот аршин, вернемся к пиву. Пивные запреты тоже принято объяснять бесхитростными утилитарными соображениями. Такие соображения и в самом деле на поверхности. Понятно, что передел рынка торговли пивом — это очень большое и очень дорогостоящее бизнес-решение. Но это вряд ли единственная причина.

В качестве добавочного повода называют еще и желание угодить народу хоть каким-нибудь запретом, раз уж подкинуть ему материальных благ нынче никак не получается. Бесспорно, такое желание тоже присутствовало. Начальство даже по-своему знакомилось ради этого с жизнью, т. е. заказывало опросы общественного мнения.

И верно ведь. Если спросить: «Раздражает ли вас, когда люди пьют пиво в общественных местах — на улицах, во дворах, в подъездах, в парках», то 69% россиян ответствуют, что да, раздражает, и только 27% — что не раздражает или что с этим страшным явлением они вообще не сталкивались.

Творчески развивая этот подход, стоило бы сформулировать вопрос шире: а раздражает ли респондентов, если они случайно видят, как незнакомые люди едят и пьют? Расклад ответов может оказаться интересным и создать поводы для целого букета поистине революционных законов — запретов, переворачивающих вверх дном весь привычный быт.

Однако не будем касаться тонкостей опросной науки. Она ведь все равно не ответит на тот единственный вопрос, который имеет в данном случае политический смысл:

на какой стадии завинчивания «пивных» гаек то меньшинство, которое всерьез привязано к употреблению пива, разозлится по-настоящему?

Ведь об этом данное меньшинство и само заранее знать не может. Ну а пока опрошенные граждане при всем своем раздражительном отношении к пиву полагают, что очередной начальственный запрет крупного воздействия на действительность не окажет. Только 18% из них полагают, что теперь «в общественных местах» станут пить пиво намного меньше, а 70% — что питье пива в этих «местах» останется на прежнем уровне или сократится лишь слегка.

И в целом все нынешнее наступление властей на нравственно-воспитательном фронте, цепляющееся за любые поводы, и чем бредовее, тем лучше, — от антигейского акта на родине президентов до антипедофильского вторжения в интернет — на каждой своей очередной стадии всерьез выводит из себя какой-то ограниченный круг людей, попадающих под удар, и лишь фиктивно одобряется большинством, по существу оставляя его равнодушным.

Умной такую политику не назовешь, поскольку она способствует непрерывному накоплению недовольства то по одному поводу, то по другому.

А когда масса недовольства станет критической, то уже не важно, какой из создаваемых свыше поводов пустит всю систему в разнос. Но Кремль руководствуется вовсе и не умом, а сердцем. Своим моральным долгом, как его там понимают. Идеалом правильного правления.

«То и дело оглашались новые запреты… Каждый кокандец жил словно бы посреди сплетения тысячи нитей с подвешенными к ним колокольчиками: как ни остерегайся, все равно заденешь какую-нибудь ниточку и раздастся тихий зловещий звон, чреватый многими бедами…» Так писал когда-то в повести о Ходже Насреддине Леонид Соловьев, имея в виду, естественно, вовсе не Коканд. Выведенный там кокандский хан хлопотал вовсе не о модернизации или там социальном развитии своих владений. Он просто добросовестно работал на своем посту, исходя из того, что власть, которая не давит, не предписывает и не запрещает, это не власть.

Такой же высокодуховной страстью охвачена сейчас и кремлевская команда, не располагающая, однако, безбрежными возможностями ни хана из романа, ни его советского прототипа. Отсюда и не оставляющее их чувство, что на чем-нибудь придется споткнуться. На пиве вроде бы не поскользнулись. Значит, на чем-то другом. Тут главное — не прекращать стараний.

Новости и материалы
В Ростове школьник угнал у отца машину и устроил ДТП
Украинка спасла актера Смоктуновского после побега из плена
В России заметили рост ВВП
В Киеве переименовали проспект, названный в честь газеты «Правда»
ЮНЕСКО отправит на Луну капсулу с 275 языками Земли на случай глобальной катастрофы
Экс-легионер «Зенита»: все мои друзья хорошо относятся к русским и к Путину
В Днепропетровской области Украины поврежден объект инфраструктуры
Британка разогревала еду и получила ожоги второй степени на лице
В минобороны США рассказали, почему опасаются победы РФ на Украине
США могут отправить своих военных в Западную Африку
Россиянин взял кредиты на себя и жену, чтобы отдать мошенникам 13,9 млн рублей
В Санкт-Петербурге горит склад
Соседов объяснил желание Губина завершить музыкальную карьеру
РФ ждет смена экономической модели
Адвокат заявил, что суд хотел допросить сожительницу замминистра обороны Иванова
Российский хоккеист претендует на звание самого выдающегося игрока сезона НХЛ
Путин озвучил долю расчетов в нацвалютах в ЕАЭС
Орбакайте захотела продать особняк Пугачевой за 125 миллионов рублей
Все новости