Губернатор Московской области Сергей Шойгу обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой вернуть в состав Подмосковья отошедшие столице по договору о расширении Москвы так называемые анклавы, расположенные на территории Красногорского и Одинцовского районов, сообщила газета «Ведомости». Факт отправки письма позднее подтвердил замглавы подмосковного правительства Дмитрий Куракин. «Такое письмо было. Правительство Московской области считает, что целесообразно эти земли оставить в составе территории Московской области», — сказал чиновник. «Конфигурация этих анклавов такова, что в ряде случаев они разрезают не только границы муниципальных образований, я имею в виду районов, но также и границы населенных пунктов, что, конечно, недопустимо по закону о местном самоуправлении», — заявил Куракин.
Таким образом, подмосковные власти в письме президенту прямо сочли часть проекта расширения Москвы незаконной. Само письмо, по словам Куракина, было направлено Путину две недели назад, но ответа пока нет. Правда,
президент не принял и ожидавшегося еще на прошлой неделе окончательного решения о переезде федеральных чиновников на расширяемые территории.
Между тем именно размещение федеральных органов исполнительной власти за пределами Москвы было главным аргументом в пользу передачи Москве почти 150 тысяч гектаров подмосковных земель.
Сам факт прямого обращения губернатора Шойгу к президенту Путину с предложением частично пересмотреть решение о расширении Москвы показателен. Шойгу провел в высших эшелонах российской бюрократии более 20 лет и прекрасно понимает, когда и о чем можно просить главного начальника.
У Путина есть веские основания отказаться от расширения Москвы или, по крайней мере, спустить на тормозах дорогостоящий проект с неочевидной пользой. Прежде всего, не Путин велел расширять Москву. Это сделал президент Медведев, чье политическое наследство сейчас подвергается активной ревизии — от возврата в УК статьи «клевета» до обсуждения отказа от реформы часовых поясов. Так что в случае с расширением Москвы Путин избавлен от необходимости корректировать собственное решение, чего он крайне не любит делать.
Кардинально изменилась политическая ситуация. Когда принималось решение о расширении, Подмосковьем руководил изрядно надоевший Кремлю и погрязший в финансовых скандалах Борис Громов, а на Москву был посажен ставленник федерального центра Сергей Собянин. Для человека, возглавлявшего администрацию президента и аппарат премьера, назначение мэром Москвы казалось существенным понижением, и надо было срочно придать новому назначенцу дополнительный политический вес. Да еще и показать, что власти у Собянина, по крайней мере формальной, даже больше, чем у многолетнего полновластного хозяина столицы Юрия Лужкова.
Расширение Москвы затевалось как политический проект под Собянина. Однако после президентских выборов, которые Собянин для Путина не выиграл (Москва — единственный регион, где Путину не удалось преодолеть необходимый для победы в первом туре 50-процентный барьер), у президента вряд ли есть какой-то политический резон «накачивать» вес Собянина.
Теперь Собянин — мэр города, скорее всего, уже безвозвратно оппозиционного Путину. Зато Московскую область сейчас возглавляет один из любимых министров Путина Сергей Шойгу, чья популярность в стране неизмеримо выше собянинской.
Протестные настроения в Подмосковье меньше. И политические амбиции Шойгу едва ли меньше собянинских, тогда как его политический вес сейчас точно не ниже.
Нет политических причин переезжать за МКАД и у самого Путина. По неумолимой имперской логике, глава государства российского должен сидеть именно в Кремле, в сердце столицы, а не на выселках. И окружать его должна свита, которую прежний президент планировал переселить за десятки километров от Москвы.
У приостановки расширения Москвы есть и сугубо экономические резоны. Есть сомнения в готовности статусных федеральных чиновников и политиков жить в типовых домах, которые для них собирались построить в бывшем Подмосковье. А значит, они по-прежнему будут ездить на работу из своих квартир в центре Москвы или особняков на Рублевке. Еще одна важная тема: что делать с освобождающимися зданиями федеральных органов в центре столицы. Перспективы пристроить их с выгодой, что оправдало бы траты на строительство политико-бюрократического центра за пределами старой Москвы, оцениваются и чиновниками, и экспертами как призрачные. К тому же
сама экономическая ситуация в мире и в России дает Путину прекрасный предлог отказаться от расширения Москвы. Речь идет о необходимости секвестрировать бюджет в условиях кризиса.
Поэтому письмо Шойгу — первый сигнал о возможном сворачивании проекта, изначально казавшегося утопическим. Скорее всего, федеральные чиновники никуда из Москвы не уедут. А за границы новой Москвы пойдет вялотекущая аппаратная борьба, которая надолго остановит строительство на так называемых присоединяемых территориях.