Министерство здравоохранения России планирует обязать молодых людей старше 18 лет проходить диспансеризацию раз в три года, заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова. «Мы обновляем регламент профилактического осмотра», – пояснила Скворцова журналистам. По словам министра, дети и так обязаны проходить профилактический осмотр один раз в год, а молодые люди начиная с 18 лет будут обследоваться раз в три года. Если у медиков не будет замечаний, молодой человек будет отнесен к «группе практически здоровых». Если же врачи найдут у него «фактор риска», то переведут в другую группу. Кроме того, Минздрав планирует внедрить американский опыт, предполагающий использование мобильных устройств и волонтеров, чтобы напоминать людям из групп риска о необходимости следить за здоровьем.
В России сейчас вообще принято обосновывать неоднозначные, прежде всего политические инициативы вроде закона об «иностранных агентах» — НКО или повышении штрафов за митинги мировым опытом.
В данном случае ссылка на мировой опыт вполне уместна, а сама идея едва ли способна вызвать особые возражения. В России сложная демографическая ситуация, достаточно высокая смертность людей в относительно молодом возрасте, причем от болезней, которые вполне можно было бы предотвратить (речь идет прежде всего о сердечно-сосудистых заболеваниях).
И уж точно у россиян напрочь утрачена привычка следить за своим здоровьем. При этом любая развитая страна старается побуждать людей самостоятельно заботиться о здоровье. К тому же подстегивает платная медицина: профилактика болезней всегда обходится дешевле их лечения.
В России, по словам министра Скворцовой, от бесплатной медицины отказываться не собираются.
Но состояние здравоохранения в стране сейчас таково, что качественное лечение невозможно получить ни за какие деньги. И совершенно неясно, как будет исполняться регламент, предусматривающий тотальную диспансеризацию граждан с 18 лет. Нет понятных способов реализации этой вполне здравой инициативы во всероссийском масштабе. В детских садах, школах, вузах диспансеризацию еще можно как-то проконтролировать, хотя у нас прохождение любых медкомиссий зачастую является откровенной профанацией. Людям нужна справка, а не реальная оценка собственного здоровья. К тому же принудить к обязательному плановому медицинскому освидетельствованию работников всех работодателей, особенно частных, практически невозможно. Тем более что Минздрав, по словам министра Скворцовой, не собирается вносить отдельный закон, прописывающий обязательную диспансеризацию, а всего лишь правит ведомственный регламент. К тому же в стране по-прежнему велик теневой сектор, где широко используется труд нелегальных мигрантов, которые совершенно точно не проходят никакой диспансеризации. А мигранты легальные зачастую просто покупают справки, как и граждане России.
Для обязательной ежегодной диспансеризации всех граждан страны надо обеспечить всю ее огромную территорию качественными медкомиссиями. Между тем даже в Москве можно столкнуться с ситуацией, когда в медкомиссии, например, военкомата обязанности хирурга и венеролога исполняет один и тот же человек, да еще не имеющий должного специализированного медицинского образования.
Абсолютно правильное желание Минздрава убедить россиян следить за своим здоровьем и постоянно проходить медицинские обследования, пока не подкреплено соответствующими организационными возможностями. Кроме уже упоминавшейся сети доступных центров диспансеризации по всей стране, нужна доступная качественная медицина, способная вылечить тех, кто уже заболел. Ни того, ни другого в России объективно нет.
Мода на здоровый образ жизни очень важна для нашей страны, где по-прежнему одной из главных причин относительно ранних смертей является алкоголь, а количество курильщиков существенно превышает показатели западных стран. Но
главная задача Министерства здравоохранения — не заставить людей постоянно проходить медосмотры, а создать качественную и максимально доступную гражданам систему медицинской помощи с минимумом коррупции.
Без этого никакая диспансеризация не поможет нации стать здоровее. Пока же российское здравоохранение не готово к ежегодным медицинским освидетельствованиям всех без исключения граждан не меньше, чем само население.