Госдума принимает один скандальный закон за другим. Вслед за поправками в законодательство о митингах, установившими гигантские штрафы за малейшие нарушения на массовых уличных акциях, парламентарии от «Единой России» экстренно объявляют «иностранными агентами» НКО, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью. Более того, под этим законом в качестве авторов заставили подписаться всех депутатов от партии власти. Таких случаев круговой поруки ранее не наблюдалось. Депутаты вообще настолько переусердствовали в охранительстве, что Владимиру Путину даже пришлось поправить проект об НКО между первым и вторым чтением, исключив из него религиозные организации, а также те, что занимаются благотворительностью, охраной здоровья, растений и животных.
Еще один скандал разразился вокруг закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который закономерно был воспринят как попытка установить цензуру в интернете. В первоначальном варианте этого законопроекта государству предоставлялось право без суда и следствия закрывать каждый сайт, содержащий любой материал, который уполномоченные чиновники сочтут вредоносным для детей. И только ко второму чтению право на такую бессудную расправу из текста исключили. Случилось это после однодневной забастовки Wikipedia — одного из самых популярных интернет-ресурсов даже среди наиболее дремучих депутатов Госдумы.
Но некоторое смягчение первоначальных вариантов драконовских законов сути происходящего не меняет: российский парламент занимается явно не теми проблемами, которые реально опасны или важны для страны.
Ужесточение законов о митингах, сайтах и НКО, анонсированное возвращение статьи «клевета» в УК на фоне «болотного дела» и процесса по Pussy Riot создает ощущение, что власть таким образом хочет законодательно оформить некий новый жесткий курс.
Между тем реальные проблемы в России совсем другие, а вовсе не борьба с интернетом или некоммерческими организациями. Стране, критически зависимой от мировых цен на энергоносители и общей международной экономической конъюнктуры, надо срочно создавать законодательные предпосылки для улучшения бизнес-климата и оперативного реагирования на экономические вызовы. Дело даже не в решении поставленной президентом задачи за три года поднять Россию со 120-го места в рейтинге инвестиционной привлекательности на 20-е. И не в кажущейся явно утопической в нынешних реалиях идее превращения Москвы в международный финансовый центр. Российской власти, в том числе для самосохранения, необходимо прежде всего минимизировать риски от нового глобального кризиса. Есть и другие проблемы, требующие безотлагательного внимания законодателей.
Разве ставший известным после наводнения на Кубани факт принадлежности Неберджаевского водохранилища частным лицам через офшоры не повод, чтобы законодательно урегулировать отношения собственности на стратегических объектах? Тем более что это далеко не единичный случай отсутствия контроля государства за объектами повышенной опасности.
В свете этого законотворческая деятельность Думы выглядит как набор хаотичных попыток предотвратить некие страшные политические угрозы режиму. Причем такой подход в любом случае работает против власти, поскольку он выдает либо страх перед протестным движением, которое если не идет на спад, то вроде бы и не растет, либо отсутствие адекватного восприятия проблем, стоящих перед страной. Так сама Дума создает дополнительные информационные поводы для усиления политической нестабильности в России.