Левада-центр опубликовал опрос об отношении россиян к бюджетно-налоговой системе страны, результаты которого весьма показательны. Практически половина респондентов признают, что не имеют представления, куда идут собранные налоги.
38% считают, что налоги распределяются неправильно. На вопрос о том, в чьих интересах осуществляются налоговые изъятия, 37% отвечают: в интересах богачей, еще 19% — в интересах силовиков.
Дело не в том, какова на самом деле структура распределения налоговых сборов, а в том, как оценивают ее налогоплательщики. Функция перераспределения национального богатства, которую осуществляет правительство, должна служить крепким фундаментом всей системы государственного устройства, и для того она должна быть одобрена большинством избирателей (речь идет о странах, где конституционно закреплен принцип народовластия).
В России половина граждан признаются в неспособности дать какие-либо оценки. Имеющие собственное мнение сложившийся порядок не просто не одобряют, но уверены, что казенные деньги распределяются несправедливо. Это суждение находится в явном противоречии с результатами политического волеизъявления: то же самое большинство голосует за нынешнюю элиту, которое облагает страну несправедливыми налогами, а потом неправильно их тратит.
Налицо разрыв между процедурой демократических выборов (пусть и искаженной административными методами, но все же отражающей объективные предпочтения избирателей) и основаниями для проведения такой процедуры.
Одним из самых знаменитых политических лозунгов последних двух с лишним веков является клич, под которым британские колонии в Северной Америке начали борьбу за независимость: «никакого налогообложения без представительства» (no taxation without representation). Судя по социологическим данным, пока он не может иметь никакого успеха в России.
Этому есть конкретные технические объяснения. Например, что свои походный налог и взносы в государственные внебюджетные фонды (тот же Пенсионный) граждане в основном платят через бухгалтерию по месту работы. Это снижает осведомленность о размере и назначении казенных сборов. А значит, разрушает и ощущение сопричастности гражданина к отправлению основных государственных функций. Но перевести россиян на прямые выплаты всего того, что они должны казне, страшно. «А вдруг не соберем?» — говорит Министерство финансов. «А вдруг возникнут неприятные вопросы?» — думают все высокопоставленные бюрократы.
В целом данные опроса указывают на архаичность восприятия денежных отношений между казной и налогоплательщиком в России. Вплоть до того, что мы теряем само представление о налогоплательщике. А значит, и расчет на обращение к принципам западных демократий оказывается несостоятельным.
Граждане, однако, активно возражают против сложившихся бюджетных отношений между федеральным центром и регионами. Судя по ответам левадовских респондентов, подавляющее большинство (71% против 10%) отрицает существующую систему, при которой центр изымает доходы регионов, а потом возвращает на места столько, сколько считает нужным. Это могло бы стать источником надежды.
Перевернув пирамиду государственных сборов, можно было бы рассчитывать и на постепенное изменение национальной психологии. Причем речь должна идти даже не о региональных властях, а о так называемых органах местного самоуправления, которое находится сейчас в том же загоне, что и 12 лет назад.
Но это означало бы кардинальное изменение природы российской власти, обладатели которой не готовы даже к более локальным переменам.