Думское голосование по закону об «иностранных агентах» подвело черту под спорами о разнообразии парламентского пейзажа, показав, что в парламенте нет представителей интересов гражданского общества. Там заседают лишь по-разному раскрашенные, но сделанные из единого материала, публичные представители номенклатуры. Отдельные яркие исключения только подтверждают общее правило.
Одновременно события в Думе преподали урок российскому обществу, показав, что этап голосования на выборах «против» закончен, наступает время голосования за разделяемые избирателями ценности и интересы.
Этот опыт можно оценить как позитивный в том отношении, что он способен сделать российскую гражданскую политику более рациональной, приблизив ее к либерально-демократическим западным образцам.
Один российский политик сказал об идеологии «Единой России», что «это партия чиновников, у которых не может быть никакой идеологии, ее идеология – коктейль из взглядов КПРФ и ЛДПР». Если требуется найти подтверждение этой мысли, то лучше закона «об иностранных агентах» не придумать. Документ, внесенный одновременно «Единой Россией» и ЛДПР, за который голосуют лидеры КПРФ, ясно показывает, чья голова была приставлена к «елинороссовскому» туловищу.
И в самом деле, именно ЛДПР и КПРФ, все годы своего существования работали кондиционерами, гнавшими в российскую политику ледяные струи ненависти к западным демократиям с заклинаниями о «пятой колонне», «агентах Запада», унижениях России Америкой.
Для КПРФ, партии наследников Сталина, строителей «социализма в отдельно взятой стране», живущей во вражеском окружении, представление об «иностранных агентах» вообще является чем-то вроде политической колыбели, в которой их качали – частью исторического образования.
Что же касается ЛДПР, то в части отношения к Западу это та же КПРФ, только завернутая в другие слова. Сходная мелодия исполняется не духовым оркестром, а на расстроенном пианино обрюзгшим тапером в синем пиджаке, со сбитым на бок галстуком.
Поэтому, совершенно не случайно, что закон об «иностранных агентах» был поддержан представителями этих партий. Это часть их программы. Но тема глубже, потому что словосочетание «иностранный агент» следует понимать совсем не только в том смысле, который придан ему думским законопроектом. В соответствии с идеологией этих организаций «иностранным агентом» или же «агентом влияния» является любой гражданин страны, желающий установления в России либерально-демократической политической системы и интеграции с Западом.
Те же мысли, несомненно, разделяются и т.н. «Единой Россией». С тем, однако, исключением, что верховные руководители этой организации страной реально управляют, и их опасение «Запада» — лишь унаследованный от коммунистов вместе с институтами, вроде службы госбезопасности, страх «мирового империализма». Тем более что в одних институтах учились, в одной партии состояли и одни «курсы истории кпсс» изучали.
Особенность закона об «иностранных агентах» в том, что это один из законопроектов, который служит «лакмусовой бумажкой», показывающей, кто есть кто. В силу ясной идеологической однозначности, интереса активной части общества, при голосовании таких законопроектов депутатам сложно спрятаться.
В прошлом Госдума России знала подобные голосования. Самое яркое – импичмент Борису Ельцину.
Думская практика выработала свой особый язык, особые принципы мимикрии, знать которые обязательно для избирателей, для российского гражданского общества. Иначе легко попасться на удочку политической демагогии. Один из приемов использовала фракция «Справедливой России», отказавшись практически всем составом участвовать в голосовании.
Предлог изобретен благовидный (не желаем участвовать в фарсе), но политический расчет такой – не желая «переходить границу» в отношениях с Путиным, предпочли и обществу показать, что «мы не за», и власти, что «мы не против».
По сути же отказ голосовать против закона об «иностранных агентах» говорит, что «Справедливая Россия», пошитая как левый сапог «Единой России» сохраняет свою номенклатурную природу. И никакие фронтмены и фронтвумены, набранные, чтобы служить приманкой для избирателя, существа дела не исправляют. Между прочим, и последние иной раз оказываются советскими людьми, отличие которых от КПРФ-ЛДПР и примкнувшей к ним «Единой Россией» лишь в том, что они тоже предлагают искать иностранных агентов, но только в другом месте.
Одно из свойств политики в том, что рано или поздно неясности устраняются, а правда выступает в обнаженной форме. Таким моментом разоблачения, демонстрацией того, «кто есть кто» и послужил закон об «иностранных агентах». Очень это похоже на булгаковское завершение великого бала у Сатаны, написанное в безумные сталинские годы ловли шпионов: «Толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники, и женщины распались в прах, … тление охватило зал, над ним потек запах склепа. Колонны распались, угасли огни, все съежилось, и не стало никаких фонтанов, тюльпанов и камелий. А просто было, что было …».
Соткалась связь времен. Мир розовых «неполитических протестов» умер. Настало железное время ценностей, интересов и политиков.