Намерение Министерства финансов России перевести Чеченскую республику на общий порядок финансирования, такой же, который положен прочим регионам, с виду кажется разумным. В теории, чем меньше чрезвычайщины в казенных делах, тем лучше и тем крепче связи, соединяющие части России с федеральным центром и между собой. В сообщении газеты «Известия» о предложении Минфина говорится, что «решение ведомству Антона Силуанова очень хотелось бы принять уже во втором полугодии 2012 года». Однако малореальными представляются не только эти сроки, но и вообще перспективы принятия такого решения, по крайней мере, в сложившейся системе управления страной.
Эксперты из гайдаровского Института экономической политики утверждают, что существующий с 2000 года особый порядок выделения федеральных средств Чечне по принципу сметного финансирования конкретных объектов снижает самостоятельность органов власти республики. Это рассуждение отлично иллюстрирует, насколько далеки от реальности, казалось бы, самые базовые представления о бюджетном федерализме, если они не опираются на текущие политические реалии.
Говорить о чрезмерной зависимости нынешней правящей верхушки в Грозном от федеральных чиновников просто смешно. Это касается и правового поля, и правил игры в бизнесе, и действий силовых органов.
Ну и, разумеется, в том, что касается денежных потоков из центра в Чечню, считать, что контроль над ними находится в руках Министерства финансов России, мягко говоря, преувеличение.
Процитированный «Известиями» ответ чеченских чиновников Министерству финансов России прост и, похоже, искренен: нет оснований переходить на нормальный порядок бюджетного финансирования, поскольку в республике отсутствует налогооблагаемая база. И они правы — не только в том, что на территории Чечни не располагаются штаб-квартиры юридических лиц, являющихся крупнейшими налогоплательщиками российской казны, но и в более широком смысле. То, что принято скромно называть «администрированием налоговых сборов», в определенных политических условиях абсолютно неактуально. Суть сделки, заключенной федеральным центром и нынешними правителями Чечни, принципиально иная. Заключена она не финансистами, а гарантирована вовсе не налоговой службой.
Глядя на эту историю, можно было бы вспомнить последнее требование бюрократов Еврокомиссии, настаивающих на праве контролировать национальные бюджеты государств, входящих в ЕС. Как сообщает The Financial Times,
Еврокомиссия разрабатывает систему предписаний, направленных на соблюдение странами — членами союза финансовой гигиены. Невыполнение предписаний должно влечь санкции в виде штрафов.
Совершенно ясно, что это отчаянная попытка сохранить почву для дальнейшего существования ЕС, поскольку обязательства по предельным размерам бюджетных дефицитов и размерам госдолга нынешние нарушители официально брали на себя, когда вступали в союз, и в некоторых случаях, например, греческом, доказано, что бумаги были подделаны. Призыв вести себя более чистоплотно в этом случае рассматривается как попытка сохранить общий дом. В нашем случае же он может иметь прямо противоположный эффект.
ЕС хотя бы может апеллировать к добровольному характеру объединения своих членов в наднациональную структуру (хотя звучит эта апелляция все более жалко). У российского Министерства финансов в разговоре с чеченскими коллегами такого аргумента нет — их взаимоотношения можно описывать как угодно, но не как отношения, построенные на добровольности, причем с обеих сторон.