Идеи, как нам реорганизовать пенсионную систему, появляются едва ли не еженедельно. Очередной вариант решения проблемы нарастающего дефицита государственной системы пенсионного обеспечения, предложенный Министерством труда, описала «Независимая газета». В проекте пенсионной реформы воссозданного в правительстве Медведева отдельного Министерства труда вместо повышения пенсионного возраста предлагается увеличить стаж, необходимый для выхода на пенсию.
В ведомстве считают, что для того, чтобы получить полную трудовую пенсию, мужчинам нужно работать не менее 45 лет, а женщинам не менее 40. Причем речь идет о непрерывном трудовом стаже.
Эксперты считают этот проект очень жестким, хотя его вполне можно было назвать и жестоким. Для большинства россиян, учитывая возраст начала их профессиональной карьеры, принятие такого порядка означало бы, что мужчины могут надеяться на полную пенсию лишь к 70 годам, а женщины – к 65. У большинства мужчин, с учетом их средней продолжительности жизни, просто не будет шансов дожить до полной пенсии. Впрочем, как и у женщин доработать до нее. Поскольку в российских реалиях официально проработать непрерывно 40–45 лет практически невозможно. Хотя бы из-за развитости в стране теневого сектора, что вынуждает миллионы людей прерывать стаж и работать без официального оформления доходов.
Даже если эта инициатива Минтруда не пройдет, объективно нынешняя ситуация с пенсионным обеспечением в РФ и ее перспективы таковы, что
россиянам трудоспособного возраста, особенно тем, кто стал участником прошлой, практически похороненной пенсионной реформы (т. е. людям после 1967 года рождения), придется жить, держа в голове очевидную мысль: трудовую пенсию, которая будет обеспечивать сколько-нибудь достойное существование в России, они не получат никогда.
Пенсионная система в России в ее советском виде умирает на наших глазах. Демографический тренд очевиден: старение россиян продолжится ускоренными темпами. По прогнозам демографов, уже в 2025 году на одного работающего россиянина будет приходиться один человек пенсионного возраста (речь идет о нынешнем пенсионном возрасте — 60 лет у мужчин и 55 у женщин). При этом нормальная пропорция для пенсионной системы — 6 работающих на одного пенсионера.
Создать инструменты эффективного накопления будущих пенсий работающими гражданами в России не удалось, несмотря на 10 лет непрерывных разговоров о пенсионной реформе. Попытка во время второго путинского президентского срока затеять пенсионную реформу и монетизировать льготы стариков привела к массовым социальным протестам по всей России и была быстро свернута. Негосударственные пенсионные фонды не пользуются доверием населения, а с учетом реального огосударствления крупнейших частных компаний, судьба их пенсионных фондов тоже в решающей мере зависит от государства.
В итоге подавляющее большинство работающих россиян всех возрастов, независимо от стажа, не могут ни накопить на достойную старость, ни рассчитывать на пенсию, размер которой позволит сводить концы с концами.
В этом отличие российских пенсий от пенсий в странах с наиболее развитой экономикой: там размер «пособия по старости» позволяет людям даже путешествовать, а у нас — в лучшем случае оплачивать постоянно растущие коммунальные тарифы и минимальный набор продуктов питания, реже — расходы на необходимые лекарства. Нынешнее состояние бесплатной медицины (как, впрочем, и платной) тоже не оставляет нынешним и будущим российским пенсионерам шансов на достойную старость. Никакие индексации за ростом тарифов ЖКХ и продуктов питания (главных, а порой и единственных расходных статей наших пенсионеров) поспеть не смогут. У государства просто не хватит денег: ведь пенсионеров будет становиться все больше, а легально работающего и платящего налоги населения – все меньше. Видя, как живут нынешние пенсионеры, их дети и внуки просто не закладываются на пенсию, а иногда даже и на саму старость, просто не надеясь дожить до нее.
В такой ситуации хороших решений не может быть в принципе. Но могут быть более или менее болезненные и более или менее своевременные. Вопрос об увеличении пенсионного возраста в России не просто назрел — он перезрел.
Пойти по китайскому пути и вообще не платить никаких пенсий большинству населения российская власть вряд ли решится. Поэтому ей все равно придется повышать пенсионный возраст, а возможно, и увеличивать непрерывной трудовой стаж, необходимый для получения пенсии.
Но главное, наконец, принимать эти решения и одновременно обеспечивать трудоспособному населению больше возможностей для достойного заработка и накопления денег. Пока большинство россиян просто физически не имеют никаких текущих накоплений, не говоря уже о «стратегических запасах» на старость. Спокойная и обеспеченная старость в стремительно стареющей России (средний возраст работников в 2011 году уже перевалил за 40 лет) становится все более недоступной роскошью.