Разнос, который Сергей Шойгу учинил администрации города Жуковский, вроде бы обозначает амбиции нового губернатора Подмосковья — новый хозяин намерен разобраться с наследием ушедшего с этого поста Бориса Громова, разгрести завалы и решить проблемы в свойственном ему энергичном стиле. В Жуковском он публично стыдил городские власти за историю вокруг вырубки Цаговского леса: «Почему не провели референдум по этому вопросу, не посоветовались с местными жителями, не устроили общественные открытые слушания? Зачем довели ситуацию до такого, что пришлось приехать губернатору? Чего не хватило, чтобы выполнить проект без общественного взрыва?» Эффектное поведение динамичного руководителя с харизмой. Отметим только, что
сожаления о неслучившемся референдуме со стороны видного члена «Единой России» выглядят несколько странно — именно эта партия до невозможности усложнила процедуру его проведения.
Но в целом Шойгу своим командирским тоном явно хочет произвести впечатление.
Вопрос — на кого? Назначение Шойгу на несколько лет вывело один из ключевых регионов России, накопивший большой протестный потенциал и отягощенный бюджетными, коррупционными и управленческими проблемами, из сферы действия нового законодательства о выборах губернаторов. Так что о прямой апелляции к избирателям можно пока не заботиться.
Другое дело, что жители Подмосковья способны доставлять начальству головную боль и вне избирательного процесса, как показывают те же протесты против вырубки леса в городе Жуковский. Перед непростыми для российских властей временами, когда кризис доверия к государственным институтам будет подкреплен экономическими неприятностями, важно, конечно, правильно позиционировать фигуру нового губернатора центральной области — строгий, но справедливый, по-армейски прямой и подведомственных чиновников гоняет. И, хоть и не избирался, на выборах мог бы победить с легкостью.
Помимо такой стратегической цели перед Шойгу стоят и сложные управленческие задачи. За 12 лет правления Бориса Громова в Подмосковье прочно устоялись сферы влияния чиновников и околочиновных бизнесов. И никакие скандалы вокруг злоупотреблений местной власти эту ситуацию изменить не смогли — даже столкновение между Генпрокуратурой и Следственным комитетом в игорном деле подмосковных прокуроров атмосферу не очистило.
Шойгу предстоит выстроить собственную команду, а главное — встроить ее в подмосковные реалии таким образом, чтобы взять эти реалии под контроль, а не оказаться их заложником самому.
Шойгу в этом смысле тяжеловес — создатель могущественного министерства, добившийся для него не только больших бюджетов, но и контролирующих функций, а значит, и бизнес-составляющей, обладатель немаленького политического ресурса. Так что есть основания рассчитывать на его успех.
Разумно задуматься о том, что такой управленческий успех будет означать для жителей области и состояния ее хозяйства. Очевидно, что ситуация пока подталкивает Шойгу к громким заявлениям и, чем черт не шутит, даже к серьезным разбирательствам в особо критичных точках. Но в целом к перспективе «обновленческой» деятельности в Подмосковье приходится относиться со скепсисом. Проблема ведь не в том, что в городе Жуковский не провели референдума про вырубку леса, не в том, что избиения активистов в Химках годами остаются безнаказанными, и не в том, что в городе Дмитров убили чиновника из-за передела сфер влияния.
Все это симптомы, показывающие, как работает система власти, как принимаются экономические решения, причем не в одном только Подмосковье, а по всей стране. И командирским окриком тут дела не поправить.
Более того, поскольку сам командир — плоть от плоти этой системы, есть все основания полагать, что после перенастройки рычагов управления и финансовых потоков дела в Подмосковье в целом пойдут привычным образом.