Владимир Путин, как и ожидалось, создал и возглавил президентский совет по межнациональным отношениям. Предполагается, очевидно, что эта структура станет неким каналом сбора мнений и экспертиз, необходимых для разработки стратегии национальной политики, которую Путин поручил завершить к концу этого года. Так вышло, что указ о создании совета появился через день после очередного межэтнического столкновения в Москве (официально национальный мотив инцидента у ТК «Европейский» не признается. Как и в случае убийства футбольного фаната Егора Свиридова, следствие рассматривает бытовую версию конфликта). Но в любом случае это, конечно, лишь совпадение. Президентский совет вряд ли будет в состоянии оперативно реагировать на подобного рода происшествия. Даже если они будут приводить к акциям, подобным беспорядкам на Манежке.
В прессе уже появились отзывы экспертов, считающих, что совет может принести пользу, если в его состав войдут признанные специалисты, которые будут «говорить президенту правду», а деятельность совета «не будет идеологизирована».
Но на последнее пожелание, пожалуй, трудно рассчитывать всерьез. Заместителями Путина в новой организации стали вице-премьер Дмитрий Козак и первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. И если Козак считается чиновником, ответственным за национальную проблематику, то Володин как раз является специалистом, встраивающим любые вопросы в решение главной внутриполитической задачи — удержания власти текущим руководством страны. Так что «идеологизирована», а точнее, подчинена именно этой задаче деятельность совета будет обязательно.
Любопытно, что в своей программной предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин сам указал на ряд особенностей, приведших и продолжающих приводить межнациональные отношения не к гармонии, а, наоборот, к росту враждебности, ксенофобии и массового недовольства положением дел. Если, обратившись к ней, отложить в сторону интересные и спорные, но носящие общетеоретический характер рассуждения о культурных кодах и тому подобном, мы натолкнемся на целый ряд замечаний, с которыми хочется согласиться. Например, с тем, что «необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме».
Но особенно внятным представляется следующий пассаж: «Системные проблемы общества очень часто находят выход именно в форме межнациональной напряженности. Нужно всегда помнить, что существует прямая зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве… Везде обостренная реакция на отсутствие справедливости, на безответственность и бездействие отдельных представителей государства, неверие в равенство перед законом и неотвратимость наказания для преступника, убеждение, что все куплено и правды нет». Верный, в общем-то, диагноз. Содержащийся, напомним, в предвыборной статье избранного президента, которую мы вправе рассматривать как программу его действий после мартовской победы.
Однако в поведении Владимира Путина в реальной жизни нет явных признаков того, что, поставив этот диагноз, он намерен приступить к лечению. Наоборот, жесткость, проявляемая им в эти месяцы, демонстрирует, что недовольство «отсутствием справедливости» и прочими перечисленными самим же Путиным пороками будет пресекаться. Ради политической стабильности.
Так что кто-то из уважаемых ученых, специализирующихся по межнациональным отношениям, возможно, и сможет «доносить правду» до высокого начальства через созданный совет. Очень может быть, что и стратегия межнациональных отношений к декабрю окажется вполне содержательным документом, полным верных наблюдений. Но какое это имеет отношение к обозначенным Путиным причинам обострения проблемы — дискредитации главных государственных институтов (правоохранительных органов, судов, законодательных и исполнительных органов власти по всей вертикали) и откровенному нежеланию руководства приступать к их излечению? До тех пор пока главным в повестке дня политического руководства остается лозунг «давить и не пущать», создание советов по национальному, как и по любому другому вопросу, никак не повлияет на ситуацию в проблемной сфере.