Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Братья на срок

На сырье и идеологии прочной российско-китайской дружбы сегодня не построить

Несмотря на то что позиции России и Китая по многим вопросам международной жизни совпадают, стратегическое партнерство между ними едва ли возможно. Всерьез дружить с Россией против Запада КНР не будет: западный рынок важнее идеологической близости.

Владимир Путин на переговорах с председателем Китая Ху Цзиньтао объявил, что «уровень российско-китайского взаимодействия» поднят «на беспрецедентную высоту и качество». А статью в главной китайской газете «Жэньминь Жибао», опубликованную им к визиту, закончил, процитировав китайскую пословицу: «общие чаяния — общие силы». Понято, что плодотворное взаимодействие с Китаем является одним из немногих залогов успеха российской внешней политики. Понятно также, что на встречах высшего уровня необходимо разговаривать с публикой высоким стилем, оценивая положение дел в превосходных тонах. Но реальность не столь радужна.

Действия Китая и России на внешнеполитической арене по поводу наиболее острых тем действительно выглядят чуть ли не скоординированными.

Оба государства являются довольно последовательными противниками поползновений западного сообщества к «экспорту демократии», изоляции противопоставивших себя Соединенным Штатам режимов и тем более применения против них силы. В том, что касается Китая, это можно довольно просто объяснить. Внутренняя легитимность китайского государства открыто строится на совершенно иных, чем на Западе, принципах, его подспудные проблемы купируются методами, неприемлемыми для демократий, и действия Запада в отношении, например, Сирии или Ирана смотрятся как покушение на китайские устои. При этом Китай не чувствует никакой угрозы собственной идентичности, с полным на то основанием ощущая себя отдельной цивилизацией в культурном и политическом смысле. А следовательно, несмотря на все противоречия и проблемы, вовсе не противопоставляет себя Западу.

У нынешней России ситуация намного сложнее. Оснований считать себя центром силы в мировом раскладе тут не так много — ядерные силы, территория, энергоресурсы. Пропагандируемая особость русского пути — нечто весьма эфемерное.

Противостояние с Западом, следовательно, приобретает дополнительное измерение: необходимо с помощью образа врага подчеркивать свою отдельность и право на доминирование на постсоветской территории.

Да и на ней даже верные союзники не перестают играть с Кремлем в довольно сомнительные игры.

Экономические же потенциалы, надежды на взаимовыгодное использование которых стали главной темой в статье Путина, попросту несравнимы. И по масштабам, и по структуре.

Весь товарооборот Китая и России в прошлом году составил четверть только от величины китайского экспорта в Соединенные Штаты. При этом из России в Китай доставляется исключительно сырье, а обратно — продукция обрабатывающей, а то и высокотехнологической промышенности

(достаточно вспомнить анекдотическую историю про с помпой представленный руководству отечественный аналог iPhone, на поверку оказавшийся китайской разработкой).

При этом нелишне понимать, что Китай может противостоять внешнеполитическим амбициям США вполне уверенно, но любые попытки подтолкнуть его к прямой конфронтации наверняка обернутся против подталкивающих. Развитие китайской экономики пока чуть менее чем полностью зависит от рынков сбыта на Западе и прежде всего в США. Правительство страны, разумеется, развивает внутренний рынок, чтобы эту зависимость уменьшить, но чем больше будет покупательная способность китайцев, тем меньше главное конкурентное преимущество китайской экономики в мировом масштабе, то есть дешевизна рабочей силы и слабая сеть социальной защиты. Так что это долгая, извилистая дорога.

Вот и получается, что преходящие, так сказать, геополитические чаяния Китая и России являются не столько общими, сколько кое-где пересекающимися. Притом что у Пекина не меньше, а скорее больше дел и в Юго-Восточной Азии, и в Африке. И не стоит забывать, что исторически Китай вовсе не считает права России на ее Дальний Восток неоспоримыми.

Что же касается фундаментальных китайских интересов — они находятся как раз на Западе, несмотря на все разногласия с ним по поводу прав человека и судеб некоторых одиозных режимов. По-настоящему общих чаяний России тут искать не стоит.

Вернее, стоит, если Россия сможет встать пусть не вровень с Поднебесной, но хотя бы организовать свои собственные дела так, чтобы не быть всего лишь поставщиком сырья на китайские заводы. Когда она сможет стать для Китая таким же благодатным рынком и источником продвинутых технологий, каким являются США и Западная Европа. Можно предполагать, что для этого потребуются реформы, по масштабам не меньшие, чем те, благодаря которым Дэн Сяопин превратил Китай во вторую экономику и первую фабрику мира.

Новости и материалы
Москвичей ждет в субботу мокрый снег и гололедица
Российские войска перерезали одну из важнейших трасс снабжения ВСУ
Россиянам объяснили, как выбрать хорошую искусственную елку
Медведев объяснил, как быстро закончить конфликт на Украине
Bild: дрон-разведчик шпионил за «Королевой Елизаветой» в порту Гамбурга
Медведев оценил сроки отмены антироссийских санкций при Трампе
Российские войска взяли под контроль треть Часова Яра
Американцы оценили планы Трампа на предстоящий президентский срок
Дальнему Востоку спрогнозировали штормовой ветер
Финансист напомнил о необходимости впервые уплатить налог по вкладам
По делу о пожаре в «Зимней вишне» уже освобождены 10 из 15 осужденных
Трамп назвал своего кандидата на пост министра финансов США
В Британии раскрыли, сколько мужчин еще может мобилизовать Украина
Тренер дала советы, как эффективно похудеть к Новому году
В Совфеде предсказали последствия возвращения Украине ядерного оружия
Совладелец «Зимней вишни» вышел из колонии по УДО
Мошенники начали использовать новую схему для кражи данных через Telegram
Синоптик рассказал о рекорде 2024 года
Все новости