Мэр Москвы Сергей Собянин на съезде Ассоциации муниципальных образований Москвы предложил наделить депутатов местного самоуправления дополнительными правами. Он, в частности, предлагает разрешить муниципальным собраниям участвовать в согласовании строительства рынков, магазинов, гаражей, различных объектов здравоохранения, культуры и религиозного назначения. Также муниципальные собрания смогут согласовывать планы благоустройства дворов, городских парков. Наконец, мэр предлагает позволить депутатам местного самоуправления принимать участие в согласовании ежегодных перечней многоквартирных домов, нуждающихся в проведении капитального ремонта, и проводить проверки компаний, отвечающих за состояние зданий.
Это, несомненно, шаги в правильном направлении. Все крупнейшие мегаполисы мира управляются на локальном уровне, а мэры скорее являются премьер-министрами этих городов. Однако предложения Собянина недостаточны.
Даже сейчас при населении в 11,6 миллиона человек «старая Москва» имеет всего 35 депутатов в городском парламенте. Для сравнения, в Петербурге с населением менее 5 миллионов человек городских депутатов 50, а в Бельгии, сопоставимой с Москвой по населению (там живет порядка 10,5 миллиона человек) существует полноценный двухпалатный парламент со 150 депутатами в одной палате и 71 в другой. После расширения Москва увеличит территорию почти в 2,5 раза, а количество депутатов планируется увеличить всего лишь до 45. То есть если сейчас один депутат представляет 328 тысяч москвичей, то в расширенной Москве своего представителя получат каждые 255 тысяч столичных жителей. Для такого большого и пестрого в социальном и политическом отношении города этого явно недостаточно.
Население Москвы фактически лишено представительства во власти и не имеет никаких рычагов контроля над мэрией, особенно после отмены прямых выборов мэра Москвы.
Теперь выборы возвращены, но до них еще три с половиной года. А модельный закон о выборах, уже внесенный в Мосгордуму, заставляет сомневаться, что борьба за пост мэра будет честной и конкурентной.
Впрочем, на муниципальном уровне проблема даже не в том, что все эти собрания еще более крошечные по составу и выбирались «по-чуровски» — их контролируют абсолютно лояльные власти и встроенные в вертикаль, но при этом совершенно бесправные депутаты. Крайне централизована сама система управления городом — префектуры, управы — является частью бюрократической структуры исполнительной власти города и действует без оглядки на мнение муниципальных депутатов. Хотя именно они, по идее, и должны быть проводниками мнения местного населения по самым насущным вопросам жизни в каждом конкретном районе — от коммунального хозяйства до качества детских площадок, школ, больниц, парков и наличия торговой инфраструктуры.
При нынешней системе муниципалитеты просто не являются никакой властью: управам до них нет дела, им главное отчитаться перед вышестоящим городским начальством. В результате мы просто не знаем, куда идут наши налоги, как они сказываются на жизни нашего города и нашей собственной жизни в нем.
При тотальной централизации власти и отсутствии полноценного народного представительства население Москвы фактически лишено возможности донести свое мнение до городских властей. А они, в свою очередь, вынуждены решать проблемы организации нормальной жизни на уровне каждого конкретного района. Но мэр далеко, у него физически нет возможностей управлять каждой улицей и районом города, который к тому же вступает в стадию беспрецедентного расширения.
Между тем вся организация хозяйственной жизни мегаполисов, весь основной бизнес в таких городах завязан на сферу обслуживания и на локальные муниципии.
По этой логике главная задача реформы управления Москвой — не просто передача небольших полномочий все равно абсолютно подконтрольным муниципальным собраниям, а тотальная децентрализация власти в городе.
На смену связке «мэрия — префектуры — управы» должна прийти связка «управы — муниципальные собрания». Только тогда мэрия сможет заниматься глобальными инфраструктурными проектами развития городского хозяйства. Законодательно обеспечивать эту деятельность должна более представительная и по численному, и по политическому составу городская дума. А за состояние конкретных районов будут отвечать подконтрольные муниципальным собраниям управы, своеобразные мини-мэрии. В свою очередь, муниципальные собрания должны стать инструментом контроля жителей за чиновниками этих мини-мэрий и каналом обратной связи с населением.
Именно чрезмерная централизация власти в России в целом и в Москве в частности приводит как к неэффективному ручному управлению, так и к абсолютной оторванности руководителей от реальной жизни людей. Главный смысл реформы управления — сократить эту дистанцию между жителями города и чиновниками, призванными делать городское хозяйство эффективным, а жизнь в городе максимально комфортной для людей.