В речи на Госсовете Дмитрий Медведев предложил «свое видение приоритетов нашей страны на ближайшее будущее». С учетом того, что он вот-вот сложит полномочия президента и, если не случится ничего экстраординарного, займет пост премьер-министра, эту речь можно было бы рассматривать как программную для будущего кабинета министров. Медведев, правда, оговорился, что «конкретные планы работы будущего правительства… должны быть представлены Государственной думе в рамках процедуры назначения председателя правительства», а на данный момент он выражает «позицию по поводу идеологии развития нашей страны». Так что особой конкретики от будущего премьера публика не услышала.
Однако интересно, что эта самая «идеология развития» осталась у Медведева практически такой же, что и во время президентского срока. Весь набор лозунгов, вся политическая повестка сохранились: свобода, модернизация экономики, уменьшение вмешательства в нее государства и сокращение его прямого присутствия в хозяйстве, защита прав предпринимателей, стимуляция конкуренции, борьба с коррупцией и, конечно, укрепление суда.
Получается, что все то, с чем Медведев выступал в должности главы государства, остается на повестке дня и тогда, когда он должен занять премьерское кресло.
Можно, конечно, оценить принципиальность Медведева. Он не поменял свое «кредо». Но раз он берет в Белый дом собственные кремлевские наработки, можно и обеспокоиться — как насчет достаточности полномочий для их реализации на новом месте? И насколько серьезно будущий премьер будет настаивать на этой своей идеологии?
В части благих пожеланий он и его будущий непосредственный начальник Владимир Путин во многом совпадают. Иногда буквально, как, например, в обещании создать 25 млн рабочих мест в новой экономике вместо неэффективных в старой. Ну что ж, разговоры о медведевском курсе как альтернативе курсу Путина, которыми баловались некоторые наблюдатели, уже давно в прошлом. Любопытно другое. То, что вот уже много лет проговаривал и продолжает проговаривать Дмитрий Медведев, само по себе есть отражение реальных вызовов, перед которыми стоит Россия. Стоит и стояла. И, очевидно, будет стоять.
Премьер-министру, как главе исполнительной ветви власти, будет трудно исполнять программные установки собственного президентского срока. Тем более что, обладая куда большими полномочиями в период президентства, он в полной мере их выполнить не смог.
Реформа правоохранительной системы фактически провалилась, состояние судов не улучшилось. Медведев говорит об успехах в борьбе с коррупцией, однако вряд ли с ним многие согласятся. Политическая реформа оборачивается фарсом, создание Общественного телевидения — бюрократической симуляцией. До реальной диверсификации экономики, сколько бы нам ни рекламировали «Сколково», очень и очень далеко. Прямо к переезду сторонника урезания экономической роли государства на Краснопресненскую набережную обсуждается создание новых госкорпораций с особыми полномочиями на российском востоке. В таких условиях трудно следовать своему символу веры, если твои формальные полномочия не расширяются, а наоборот, и ответственность только растет.
В частности, непосредственная ответственность председателя правительства перед новым президентом по крайне неприятным вопросам. Казенные обязательства высоки как никогда, а дефицит ненефтяного бюджета по-прежнему ставит Россию в полную зависимость от конъюнктуры мировых цен на углеводороды. Абсолютно необходимо в ближайшее же время провести реорганизацию пенсионной системы, и за это премьер-министру спасибо не скажет никто. До кредо ли тут?
Поэтому можно с сожалением констатировать, что, безусловно, важные, программные идеи, которые Дмитрий Медведев старался, но так и не воплотил в жизнь за прошедшие четыре года, реализовывать теперь ему будет вдвойне сложнее. Даже если он останется премьером при Путине на весь шестилетний срок нового президентства, что, вообще говоря, никто гарантировать не может.