Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Граффити как важнейшее из искусств

Столичные власти узаконивают разновидность стрит-арта

Первым официальным граффити-проектом в Москве станет панно о войне 1812 года. Власти считают необходимым утверждать в дальнейшем все подобные объекты. То, что протестное по сути искусство не может быть разновидностью казенной художественной пропаганды, чиновников не смущает.

Подобное уже делали древние египтяне, римляне, викинги и майя. Теперь настал черед и московских властей. По сообщениям СМИ, где-то в центре города — может, на Таганке, а может, на Пушкинской площади — возникнет граффити-панорама размером 200 квадратных метров, которая отобразит победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Префект ЦАО Сергей Байдаков возвестил, что, хотя техническое задание еще находится в стадии разработки, образы Кутузова и Наполеона точно войдут в панно. Говорят, в создании проекта будут участвовать около десяти команд художников. Граффити-панорама должна быть готова аккурат к юбилею Бородинской битвы, 7 сентября.

Намерения московских властей похвальны. Искусство граффити хотя и известно многим культурам уже несколько тысячелетий, но по-прежнему считается довольно новой художественной формой. В общем-то, даже на Западе ее признали искусством лишь в 80-е годы прошлого столетия.

Новость о планах создания граффити-панорамы вызывает некоторое удивление. У меня сложилось впечатление, что эта форма искусства еще недостаточно прижилась в Москве, чтобы власти надеялись прибегнуть к ней для достижения высоких политических целей.

Поскольку во всем мире граффити считается прежде всего протестным искусством и, не беря в расчет тупой вандализм, доставляющий столько хлопот владельцам частной и общественной собственности, воспринимается как таковое. Исследователи этого искусства исходят из того, что граффити выполняет функцию предупреждения об опасности и часто является термометром политической активности. Что особенно важно во времена политической нестабильности.

Московские власти, разумеется, нельзя заподозрить в желании с помощью граффити ввести в обиход общественного пространства политически заостренные темы. Поэтому не стоит предполагать, что граффити-панорама, посвященная Отечественной войне, будет содержать что-то неприятное для заказчика, например, антивоенные высказывания или критический намек на военные действия России в период новейшей истории. Так что «команды художников», делающих эскизы военной панорамы для ЦАО, работают в соответствии с руководящей линией госзаказчиков, а не по принципу свободного художественного выражения.

Именно граффити дает понимание того, насколько свободно искусство может выражать себя в той или иной стране. Западу пришлось пройти длинный и трудный путь, чтобы осознать это.

Долгое время история стрит-арта была историей запретов. До сих пор мало известно об активистах первой волны: они стремились к анонимности, чтобы избежать штрафных санкций. Об одном из, пожалуй, первых настоящих художников граффити, французе Жераре Злотыкамьене, широкая публика знает очень мало. Неслучайно искусство граффити зародилось в 30-е годы прошлого века в США как гангстерский арт. Знак «peace» внепарламентской оппозиции стал не только символом антивоенного движения, но до сих пор считается универсальным символом обезличенного протеста.

Сложный процесс примирения западных стран с искусством граффити демонстрирует судьба «цюрихского баллонщика» Харальда Нэгели. Нэгели рисовал по ночам на стенах цюрихских домов фигурки человечков до тех пор, пока не был пойман в 1981 году. После долгого следствия он был приговорен к крупному денежному штрафу и девяти месяцам заключения. Однако Нэгели удалось сбежать от ареста в Германию и некоторое время скрываться от международного розыска, пока его все же не схватили. Даже заступничество тогдашнего федерального канцлера Вилли Брандта и художника Йозефа Бойса ему не помогло. В конце концов Нэгели пришлось отсидеть свой срок. Вскоре его работы стали копировать, выставлять в галереях и всячески популяризовать. Нэгели стал незримой звездой, чье искусство нашло своих подражателей.

В 1995 году кантональные власти Цюриха признали некоторые из оставшихся граффити Нэгели достойными сохранения. В последние годы его нарисованные человечки консервируются частными и общественными владельцами. Из Нэгели-марателя возник Нэгели-художник.

Редко бывает, что современное искусство с самого начала пользуется признанием общественных и политических кругов. Хотя и само искусство, и общественное пространство во всем мире за последние сорок лет подверглись коммерциализации, их связь не утратила потенциала. Московские власти, которые заказали граффити-панораму, наверняка знают об этом потенциале. И хотят его использовать, чтобы с помощью нового языка — языка граффити — отпраздновать большой юбилей. Это вполне законное желание.

Законен и вопрос о свободе искусства в общественном пространстве. В течение последних тридцати лет целый ряд граффити-течений прошел путь от преследования к признанию. То, что изначально было запрещено, позже становилось мейнстримом. Однако это возможно лишь в обществе, в котором, с одной стороны, точно определены правила игры и границы свободы художественного выражения, а с другой, под влиянием новых тенденций и даже провокаций эти правила постоянно подвергаются проверке на прочность. Ни одна граница не может быть установлена навечно. Что можно допустить, а чего нельзя, снова и снова должно определяться, иногда под влиянием вызывающего высокий общественный резонанс повода.

Именно так, на мой взгляд, и обстоят дела на данный момент в Москве и России: существующие границы смещаются, заново обсуждаются. Таково правило диалектики протеста и признания.

Граффити-панорама с Кутузовым и Наполеоном — неплохая идея. Но только в рамках, которые включают свободу творчества и для всякого другого течения граффити.

Руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Капков задумывается о новых площадях для стрит-арта и планирует запустить пилотные проекты. Звучит неплохо. Однако параллельно он хочет создать совет, который будет проверять и оценивать проекты. По словам Капкова, проекты будут оцениваться по эстетическим параметрам. Вот бы узнать, что будет считаться красивым, а что нет.

Автор — немецкий писатель, консультант по вопросам культуры, директор исследовательской темы «Городская культура» в институте «Стрелка».

Новости и материалы
В Курской области повредили плитку у мемориала павшим воинам
Беременная Жизель Бюндхен показала фигуру в облегающей майке и легинсах
Россиянам дали совет, как произвести хорошее впечатление на собеседовании
Сербия попросила Россию помочь с реализацией проекта отвода от «Дружбы»
Бывший муж Бритни Спирс снялся с голым торсом
Соцсети удивил способ Илона Маска есть картошку фри
Новый китайский кроссовер продают по цене бюджетного отечественного автомобиля
Ковальчук считает, что Запад должен платить России за очистку воздуха
Microsoft обвинили в навязчивой рекламе новых компьютеров с Windows 11
Норвегия выделит Киеву $45 млн на поддержку оборонной промышленности
Российский шестиклассник украл из столовой нож и угрожал им школьникам
Врач заявила, что кофеин мешает усвоению витамина C
Великобритания ввела санкции против бизнесмена из Украины
Санитар и строители спасли семилетнего ребенка, провалившегося под лед в Курганской области
Названа дата выхода фильма «Руки Вверх!» в сети
Россиянам назвали три обмана автосалонов, предлагающих большие скидки в «Черную пятницу»
Нефть резко подорожала
Стоимость биткоина побила новый рекорд
Все новости