Рассмотрение дела по иску родственников расстрелянных в Катыни польских офицеров против России в ЕСПЧ велось по статьям 2 (Право на жизнь) и 3 (Запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращений) Европейской конвенции по защите прав человека. Истцы хотели добиться признания, что Россия ненадлежащим образом расследовала обстоятельства расстрела поляков и реагировала на обращения заявителей, нарушив нормы этой процедуры. Суд постановил, что частично была нарушена статья, запрещающая пытки, но счел, что обсуждение нарушения Россией права на жизнь польских офицеров выходит за пределы его компетенции. ЕСПЧ также не стал выносить решение по жалобе родственников расстрелянных поляков на неэффективность расследования, которое вели российские власти. При этом «суд был поражен очевидным нежеланием российских властей признать реальность Катынского расстрела», – говорится в решении Страсбургского суда.
Оспаривать решение ЕСПЧ, естественно, собирается польская сторона и не собирается российская. При этом для нашей страны позорным является сам факт такого судебного процесса. У нас были все основания вообще не доводить дело до суда, если бы власти нашли в себе силы на покаяние за преступления своих предшественников и предоставили бы польской стороне все документы по Катыни.
Тем более что первый шаг к такому покаянию был сделан еще в 90-е, когда Борис Ельцин публично признал ответственность советской власти за расстрел пленных польских офицеров в сталинских лагерях. Раньше советская пропаганда называла этот расстрел делом рук гитлеровцев, что было очень удобно: на очевидно бесчеловечный гитлеровский режим можно было легко списать любое преступление.
Однако постоянное затягивание расследования по Катыни, упорное нежелание прямо и однозначно закрыть эту страницу в истории при президентстве Путина привели к тому, что россияне в основной своей массе по-прежнему имеют искаженные представления об этом преступлении. Или не имеют вообще никакого представления. Из опроса Левада-центра, проведенного в марте 2010 года, незадолго до 70-летия трагедии Катыни, выяснилось, что лишь 43% россиян слышали о ней, 47% не слышали, а еще 10% затруднились ответить. Организаторами расстрела польских офицеров назвали сталинское правительство лишь 19%, считали это делом рук гитлеровцев 28%, затруднились ответить 53%. Геноцидом это преступление посчитали 15% россиян, преступлением, но не геноцидом – 38%. Оправдывали военным временем и вообще не считали преступлением 14%, затруднялись ответить 33%.
На вопрос, должен ли Путин от лица России принести извинения (опрос проводился накануне встречи российского премьера с польским коллегой Дональдом Туском), отрицательно ответили 46% респондентов, а положительно только 18%.
Среди мотивов, по которым России не надо извиняться перед Польшей, доминировали два: это не российское, а германское преступление (47%) и то, что «современная Россия не отвечает за действия сталинского руководства» (34%).
В отличие от граждан, руководство страны прекрасно знает о том, что ответственность за расстрел поляков несут именно советские власти и военные. Казалось бы, тем легче принести извинения и тем самым отмежеваться от преступлений сталинского руководства.
В результате 7 апреля 2010 года Владимир Путин на встрече с Дональдом Туском в Смоленской области заявил, что забыть произошедшее в Катыни было бы лицемерием, что «мы обязаны хранить память о прошлом и, конечно, будем это делать, какой бы горькой ни была эта правда». Однако при этом Путин призвал Польшу прекратить вечное сведение счетов и вместе осмыслить историю.
10 апреля 2010 года под Смоленском произошла катастрофа самолета с направлявшейся почтить память соотечественников в Катыни делегацией во главе с президентом Лехом Качиньским и почти всем высшим руководством Польши. Она отчасти повлияла и на отношение россиян к самой катынской трагедии.
Согласно опросу того же Левада-центра, проведенному в апреле 2011 года, количество россиян, считающих Катынь делом рук сталинского режима, увеличилось до 34%, а число тех, кто приписывал его Гитлеру, сократилось до 24%. Но у 42% все еще не было никакого мнения по этому вопросу.
Упорный отказ от осуждения преступлений советской власти в Катыни представляет современную Россию ее преемницей, занявшей позицию последовательного отрицания. Это и сделало возможным иск в Европейский суд.
Понятно, что нынешний приговор дает российским властям козырь, чтобы окончательно забыть об этой позорной странице нашей истории. И компенсаций родственникам жертв платить не придется. Но поставить достойную точку в катынской трагедии нужно самой России. Замалчивание трагических и печальных моментов в истории России, де-факто попытки обелить сталинский режим, мешают сегодняшнему развитию нашей страны и появлению гражданской нации, которая способна не только гордиться историей своей страны, но и стыдиться того, что заслуживает стыда.