Законопроект касается только чиновников, точно называемых в нем «субъектами». Он предлагает обязать нижестоящих субъектов отчитываться за траты перед вышестоящими.
Это правильно: не перед обществом же оправдываться в покупке домика или катерка, тем более что нет никаких законных и нешутейных общественных институтов контроля над посаженными на кормление дядями и тетями. Рапортовать надо начальнику.
О чем прямо говорится в пояснительной записке к документу: «Субъекты обязаны по требованию руководителя или лица, которому такие полномочия предоставлены, представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков и других объектов недвижимости, автотранспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершения иных сделок на сумму, превышающую общий доход такого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд, а также сведения об источниках получения расходуемых средств и сведения, обосновывающие законность получения средств, за счет которых совершены указанные сделки».
Строгие, но справедливые начальники получают право по новому закону организовывать проверку предоставленных подчиненными сведений, направляя запросы «в органы и организации», проводя «собеседования». А если начальниками что-то не понравится, то они могут предоставить материалы своей проверки «…в обязательном порядке — в органы прокуратуры Российской Федерации».
Здесь все понятно, это попытка решить две текущие задачи по оптимизации функционирования вертикали бюрократии. В первую очередь, так сказать, морально-административную. Начальники получают еще один предлог уволить подчиненного (это предусматривается в проекте). Как и все остальное, в документе не прописано внятно, как быть с увольнением, если после прокуратура не найдет ничего криминального в действиях уволенного. Тем более что ничего и невозможно найти, даже если нижестоящий винт вертикали сознается, что на самом деле купил вещь ценой более трех годовых окладов. Ну и купил, так еще его дед начал копить на это деньги… Нет в нашем законодательстве пунктов про то, что это является преступлением.
Кстати, и потому, что вообще многое надо переписывать и дописывать в наших законах, не принимаем мы и злополучную статью об уголовной ответственности за незаконное обогащение из Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.
Новый предлог для изгнания подчиненных не будет лишним уже после мая, но важнее вторая задача — усиление контроля над доходами подчиненных. Ручейки из взяток ведь двигаются вопреки Исааку Ньютону — снизу вверх, сливаясь в полноводные потоки ближе к макушке. Эдакий бюрократический оброк, ставший у нас одним из краеугольных камней экономики: получил выгоду — передай положенную часть наверх по инстанциям. И нужен глаз да глаз, чтобы никто там, пониже, не посмел утаить драгоценные капли. Но до сих пор явно не хватало механизмов воздействия на любителей делать тайные заначки. Страшная картина: видит начальник, что служащий явно набрал больше, чем сказал ему при расчете, а почти ничего поделать не может. Потом, кстати, мы удивляемся росту инфарктов…
Теперь же каждый чиновник будет знать, что опасно провоцировать начальника (вышестоящую инстанцию) на «собеседование», лучше быть честным и отдавать положенное. А то ведь посадить, конечно, не смогут, но могут согнать с насиженного места.
Так у служащих появляется новый риск, а с ним позыв увеличить дозы, передаваемые вверх, и, соответственно, новый стимул повысить размеры подношений за подконтрольные виды разрешений, чтобы переложить новые расходы на потребителей, как и положено. То есть законопроект может спровоцировать повышение размера взятки.
В общем, в предлагаемом документе мы видим образец фактически внутриведомственной инструкции по оптимизации работы вертикали, который планируется назвать законом РФ. Это тоже понятно: как-то некрасиво было бы просто написать инструкцию о движении взяток по вертикали.
Но и цели не ставится сотворить и принять один или несколько законов по реальной борьбе с коррупцией. Это было бы просто и неизящно. Например, сделать, как в некоторых других странах, которые наша бюрократия публично не любит, хоть и вынуждена там покупать дома и хранить деньги: запретить чиновникам и их родственникам владеть бизнесами в таких-то сферах и соблюдать запрет, карая за его нарушение. Или наладить систему, когда налоговые службы автоматически отслеживают несоответствие доходов по декларациям и расходов по факту, просят заплатить допналоги и объясниться про то, где деньги взял, возможно, в суде. Для этого, конечно, надо сначала дать время на легализацию скопленного десятилетиями непосильного труда богатства. Но и это выглядит фантастикой — вдруг начнут вырисовываться на всеобщее обозрение счета по всему миру и объекты в стране и вне ее пределов у таких людей, что и подумать страшно. И кому-то из них легализация, даже бесплатная, обойдется непосильно дорого — потерей имиджа, доверия. Разве это допустимо в тот самый момент, когда власть все делает для демократизации выборов?
Еще надо заметить, что попытка принять антикоррупционные законы может вызвать и противодействие в обществе в целом, а не только в чиновничьей среде. Хотя бы потому, что потребуется рыночная оценка всего имущества, тех же квартир, и платить налоги придется всем и за все. Или потому, что, скажем, владельцы и менеджеры некоторых, например, ресторанов или медучреждений, в которых даже пластиковые карты в оплату не принимают, должны будут начать платить налоги. Это тоже не всем придется по душе. А самое страшное в том, что люди непременно начнут думать, куда, собственно, их налоги идут. Куда идут взятки — понятно, что за них получаешь — тоже ясно, и часто это значит приобретение некоторых конкурентных преимуществ, которые дает бюрократическая «крыша». Но
если люди начнут думать про судьбу отдаваемых ими властям денег, то опять начнутся нехорошие разговоры про самоуправление, свободы и прочие гадости из начала девяностых, и на любом митинге будет чего потребовать…
Такое противное развитие событий означало бы практически революционные изменения. Но вроде ведь договорились общество и власть, что нам не поспешные революции нужны, а продуманная плановая эволюция.
Потому вместо опасных законов и предлагается фактически ведомственная инструкция. Для особо неугомонных мечтателей вертикаль приготовила еще один красивый симулякр — «Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы». Там много красивых слов и словосочетаний. Для самых же дотошных обещано создать специальную структуру по развитию и совершенствованию бюрократии в России — Федеральное агентство по вопросам государственной службы.
«Смешно рассуждать о реформировании государственной службы со стороны», — говорит действующий президент. Верно, вот и подменяются законы инструкциями, планами и ускорением процесса размножения бюрократии.