Арест настоятеля Ватопедского монастыря Ефрема, случившийся перед самым Новым годом, наделал много шума не только в Греции, но и в России. Еще бы. Именно игумен Ефрем привез в Россию пояс Богородицы, поклониться которому пришли около трех миллионов человек. Перед отъездом игумен встретился с Путиным, и вот на тебе — не успел вернуться на Афон, как тут его и арестовали. «Это прямой выпад против России», — переполошились наши патриоты.
За арестанта вступился не только патриарх Кирилл, но и российский МИД. Однако в Греции реакция на арест Ефрема была иной. Его сторонники, особенно на Кипре, откуда игумен родом, негодовали, но греческая публика скорее одобряла происходящее.
Более того. Против вмешательства РПЦ в чужие дела выступил Константинопольский патриархат, под чьей юрисдикцией находится монастырь. Проявила сдержанность и Элладская церковь. Лишь 12 января ее Синод опечалился, что игумен провел праздник в тюрьме (сама церковь отмечает Рождество по новому стилю, но на Афоне придерживаются старого) и выразил надежду, что скоро его отпустят на волю. Отчего же в России за игумена переживают сильнее, чем в Греции?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к событиям трехлетней давности. Именно тогда Грецию потряс скандал с разбазариванием государственной недвижимости, приведший к падению правительства Костаса Караманлиса. В центре скандала, как это ни странно, оказался именно Ватопедский монастырь. Казалось бы, что общего между православными монахами и незаконными сделками на рынке недвижимости? Однако общее есть. Византийские владыки имели обыкновение замаливать грехи, жертвуя афонским монастырям немалые земельные наделы. Вот игумен Ефрем и дал ход древней дарственной грамоте на озеро Вистонида и прилегающие к нему участки. Обычно греческое правительство относится к подобным документам как к филькиным грамотам, но в данном случае вдруг признало за монастырем право на владение. Дальше больше. Игумен решил нежданное богатство «обналичить»: у него имелись грандиозные планы по восстановлению пришедшего в упадок монастыря. Но тут заартачилось министерство финансов. Наконец, пришли к компромиссу: наличных монастырь не получит, но получит 73 объекта государственной недвижимости, включая гимнастический центр, оставшийся со времен Афинской олимпиады. Я думал, они хотят устроить там сиротский дом или что-то в этом роде, оправдывался потом чиновник, ответственный за сделку.
Но у игумена сотоварищи были совсем иные планы. Им удалось договориться, чтобы государственная собственность была переведена в коммерческий сектор. Это открывало гигантские перспективы для продажи недвижимости в частные руки.
Как по мановению волшебной палочки монастырь превратился в одного из ключевых игроков на греческом рынке недвижимости. По разным оценкам, капитал учрежденного им фонда составлял от десятков до сотен миллионов евро.
Сколько точно, сказать не мог никто. Но вот ущерб, нанесенный этой аферой греческим налогоплательщикам, как выяснила специальная парламентская комиссия, составил не менее €100 миллионов. Что же удивляться тому, что греческая публика восприняла арест игумена Ефрема как долгожданный рождественский подарок от государства.
Безусловно, ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Никто из министров правительства Караманлиса не понес ответственности за манипуляции с государственной собственностью. Кабинет рухнул, а его члены благополучно выбрались из под обломков. Получается, что отдуваться за всех приходится одному игумену. Его сторонники прямо заявляют: старец стал козлом отпущения, на которого свалили чужие грехи. Но так ли безгрешен он сам?
Люди, непосредственно общавшиеся с Ефремом, в один голос отмечают его удивительную проницательность и немалое обаяние. Безусловно, при таких дарованиях он стал бы неплохим бизнесменом. Но главное преимущество игумена по сравнению с менее удачливыми коллегами по бизнесу заключается в том, что он облечен духовным авторитетом. Именно это привлекало к нему влиятельных друзей в правительственных кругах. Хорошо иметь дела с человеком, который может не только помочь деньгами, но и грехи отпустить. А заодно и замолвить за грешников словечко перед Богом. Монах — он ведь ближе к небесам, чем простые смертные, пусть и наделенные немалой властью. Поговаривают, что тот человек в правительстве, который и принял судьбоносное решение о превращении государственной собственности в коммерческую, долго болел, но после молитв ватопедской братии вроде бы оправился, вот и отблагодарил молитвенников. Правда, за чужой счет, так что с ним все ясно. Но при чем тут игумен?
С юридической точки зрения обвинение обосновать непросто, посему дело и тянется так долго, но задуматься определенно есть над чем. Потому что речь идет об обмене небесных сокровищ на земные. Лютер вот задумался и пришел к далеко идущим выводам, которые дорого обошлись католической церкви.
Похоже, дорого обойдется дело игумена Ефрема и греческому православию. Антиклерикальные настроения в Греции стремительно растут.
Греки все чаще настаивают на том, что статус государственной религии, которым наделено православие, приводит к такой близости церкви с властями, которая ударяет по их карману.
В условиях финансового кризиса, сотрясающего страну, этот «материальный аргумент» звучит все более весомо.
Становится понятной и причина, по которой греческие проблемы так озаботили российский истеблишмент. Когда закон о реституции церковной собственности заработает у нас в полную мощь, обмен недвижимости на духовную поддержку между властью и РПЦ примет масштабы, далеко превосходящие греческие. Между тем гражданское сознание отечественных налогоплательщиков растет не по дням, а по часам, и оплачивать этот обмен из собственного кармана они вряд ли захотят. А не исключено, что придется. Государственного статуса у церкви в России хоть и нет, но связи с власть имущими налажены не хуже, чем в Греции. Почва для скандалов отлично вспахана.
Не потому ли печальная судьба игумена Ефрема столь огорчила наше церковное и светское начальство? Колокол в Ватопедском монастыре звонит и по ним.