Пока этот миф еще не стал национальным эпосом, объединяющим все легенды нулевых, его можно развеять. Во-первых, в новой Думе засели старые партии. Была с начала двухтысячных Дума левой, такой и остается. (Правда, сами единороссы говорят, что за прошедший период им удалось добиться небывалого расцвета страны. И ничего, на левизну не сетовали.) Во-вторых,
все наши системные оппозиции вместе и порознь по-прежнему демонстрируют нерушимую генетическую связь с кремлевской клеткой и полную свою управляемость.
Конечно, с учетом выборного расклада они уже претендуют на более солидное содержание, вообще теперь за ними особый присмотр нужен на всякий случай. Но ведь не стали те же пламенные коммунисты даже думать про то, чтобы выдвинуть от себя кандидатом в президенты кого-то более харизматичного и менее надоевшего, чем господин Зюганов. Конечно, они не пошли на это вовсе не под нажимом Кремля, не выторговали за послушание что-то осязаемое. Однако добровольный вариант смиренного отказа от всяких там праймериз только подтверждает однояйцевость коммунистов и единороссов. И справороссы тоже, ясное дело, без угроз и торгов вмиг забыли все разговоры про возможность двинуть от себя в президенты не господина Миронова, а популярную госпожу Дмитриеву или хоть Гудкова-старшего. По удачному для власти стечению обстоятельств от СР пойдет в президенты Миронов.
Все это вовсе не значит, что простые люди голосовали за тех или других не искренне, а зная, что оппозиция станет подыгрывать действующей власти. Некоторые непростые ребята тоже поверили в партийные идеалы. Один из не самых крупных, но спонсоров так называемой оппозиционной партии после извещения о выдвижении от нее кандидата в президенты смотрел вокруг глазами раненой птицы: днем раньше он спорил, что все будет совсем не так…
Что ж, бывает больно, когда любимый миф развеивается. А то ли еще будет, когда придет осознание, что за кого из четверки ни голосуй, все одно, получается, тянешь руку за Него…
Смешно, когда смотришь старую комедию, в которой бывалый полицейский некой банановой республики объясняет зеленому коллеге: «У нас свобода и демократия. Хочешь — голосуешь за партию синих некоего Фарабунта-Марабунта, а хочешь — за партию оранжевых того же Фарабунта-Марабунта…» Но не смешно наблюдать те же кадры изнутри.
И вот теперь нам в сознание ввинчивают мысль о том, что поводырь браво исполняющих левый марш думцев правый. Так не бывает, они бы все попадали, если бы лидер шел с правой, командуя: «Левой!»
Да и нет такого. Если, конечно, не верить всерьез в то, что заслугой единороссов, «Народного фронта» и лично Владимира Путина является неуклонный рост мировых цен на нефть. Или что наблюдаемый до примерно 2006 года рост производительности труда был вовсе не потому, что через 15 лет после распада СССР стали нехотя заполнять старые советские цеха, а потому что начали быстрее работать по воле партии и правительства.
Конкретными правыми делами времена Путина не отмечены. Хотя в его окружении многие люди искренне уверены, что делали и делают все, что только возможно для развития экономики и общества, просто «выше лба уши не растут».
Вот и Организация экономического сотрудничества и развития на днях представила нам свой ежегодный доклад, в котором нейтрально и четко отметила, что у нас хорошо, а что плохо, что сделано, а что никак. Поскольку Россия с 2007 года просит принять ее в этот клуб развитых стран, после решения вопроса с ВТО ОЭСР и разложила по полочкам все «за» и «против».
В докладе говорится: «Многие макроэкономические и социальные показатели улучшились за последние годы, и в общем Россия находится в ряду стран ОЭСР, а не за бортом». То есть
страна далеко не бедная, по главным экономическим показателям достойна стать 35-й в ОЭСР. Но мешают в основном две «мелочи»: низкая энергоэффективность и плохой деловой климат.
Низкая энергоэффективность означает, что на производство любого изделия у нас тратится больше энергии, чем в развитых странах. Причем ОЭСР отмечает, что цены на энергию в РФ и в других странах выравниваются, то есть ситуация складывается опасная.
Решение здесь очевидно — техническое перевооружение. Но поди установи новое оборудование. Оно ведь обычно и более производительное, высвобождает рабочие места. Установишь — вмиг может явиться ниоткуда председатель правительства и потребовать прекратить увольнять рабочих.
В странах клуба ОЭСР, кстати, правительства берут на себя социальную ответственность и помогают выжить тем, кого сокращают при обновлении оборудования, чтобы только экономика росла и товары были конкурентоспособны. У нас правительство свою социальную ответственность часто перекладывает на бизнес. Вот и не покупаются новые линии, не снижаются энергозатраты, не увеличивается выпуск товаров. Зато ускоряется бегство денег в те страны, где бизнес занимается своим делом — прибыль зарабатывает, а правительство своим — людей социально защищает, а не командует одному олигарху, что и когда ему следует за столько-то продать другому олигарху во благо, конечно, народа. Получается, что решение задачи сокращения затрат энергии у нас не техническое (все уже изобретено), не экономическое, а политическое. Но такое решение не принимается. Потому, наверное, что это будет «правое» решение…
Не повышая энергоэффективности страна ускоряет свой переход из развивающихся в неразвитые навсегда. А таким в ОЭСР не место.
Еще любопытнее второй вопрос — про деловой климат, то есть и про коррупцию. На днях в эфире «Эха Москвы» экс-министр финансов Алексей Кудрин так ответил на вопрос ведущих о коррупции: «Я знаю, как можно было ее сократить раза в два. Это бюджетные процедуры предусматривают».
Что же не применили эти известные процедуры, пока был в правительстве? Из долгого ответа Кудрина стало очевидно одно: не было банальной политической воли.
Можно рискнуть предположить, что и вторую половину коррупции можно было бы сократить, и для этого тоже нужны не экономические, а политические решения. Человечеству известно два типа таких решений — фашистское (ни у Гитлера, ни у Сталина коррупции не было) или демократическое. Но у нас свой левый путь: даже по официальным данным, уровень коррупции в стране растет быстрее, чем ВВП, и стремительнее, чем любовь к власти.
Но самое интересное, что следует из доклада ОЭСР, в том, что оба указанных недостатка являются одновременно и очевидными преимуществами России. Ведь где-нибудь в Швейцарии трудно вновь что-то такое изобрести и внедрить, чтобы еще снизить энергопотребление при производстве экспортируемых и в Россию экструдеров, например. А где-нибудь в Нидерландах, когда газета или полиция находят коррупционера, это становится национальной новостью, няни пугают детей его портретами. У нас же в избытке и станков, пожирающих тока столько, сколько не потребляет половина швейцарского завода, и взяточников как грязи. То есть
при желании или политической воле можно довольно быстро задействовать эти два фактора (не считая других, не менее уникальных, к примеру миллионы гектаров неиспользуемых земель) и уже на том отрастить ВВП так, что португальцы обзавидуются.
Но для использования таких очевидных резервов надо стать немножко демократами, причем правыми, а это противно.
Потому, наверное, и выбрана такая конфигурация: мол, у нас очевидно левая Дума, правые правительство и партия власти делают что могут в сложившихся условиях, но леваки связывают руки…
И за кого весной голосовать?