Предпринимаемые техническими организаторами акций протеста против фальсификации выборов усилия сформулировать программу действий на основе массовых митингов дали как минимум один перспективный результат. Что характерно, он был сформулирован не представителями политических партий, а неполитической фигурой — Леонидом Парфеновым. На запланированном митинге 24 декабря предполагается открыть подписные пункты с целью создания объединения московских избирателей. Это начинание буквально носится в воздухе, и будет очень хорошо, если оно начнет воплощаться в жизнь.
Вначале, однако, следует отметить, что такое хорошее дело — вовсе не от хорошей жизни.
Несмотря на формальное обилие общественно-политических институтов и учреждений — от Государственной думы до Общественной палаты, — общество испытывает очевидный дефицит возможностей в разговоре с властью.
Это показывает, что народное представительство на сегодня носит фиктивный характер. Такое положение дел, ведущее к усыханию легитимности власти, чрезвычайно опасно. Гражданская инициатива наподобие парфеновской направлена вовсе не на то, чтобы подтолкнуть этот процесс. Оно — целиком и полностью на совести самих правящих кругов. Реализация принятой организаторами протестов идеи может, как это ни странно, напротив, укрепить ослабевшую законность в России.
Другое дело, что такое объединение избирателей, по всей видимости, придется обставлять некоторыми условиями. Впечатления от массового митинга на Болотной площади подталкивают к выводу о том, что самодеятельные граждане, пришедшие туда, не желают становиться объектом политических игр и манипуляций — в том числе со стороны оппозиционных политических партий. Внепартийность гражданской инициативы, видимо, отвечает текущему общественному запросу.
Объединение избирателей для успеха этой инициативы должно быть основано на волонтерских принципах, включая ротацию функционеров, которая должна будет нейтрализовать неизбежные персональные амбиции активистов.
Кроме того, нужно тщательно взвесить вопрос финансирования такого движения. Необходимо учитывать, что его непрозрачность, а также поступление денег от любых, тем более зарубежных организаций нанесут этой инициативе ущерб. Самоограничение в финансировании — вынужденный ответ на выпестованные властью настроения больших групп населения, уверенных в том, что Россия является предметом вожделений зарубежных врагов, действующих тут через «пятую колонну». Таким образом,
при создании объединения избирателей необходимо проявить, так сказать, финансово-политический аскетизм. Получится это — и в стране сформируется сильное гражданское движение, способное решать серьезные задачи.
При этом нужно понимать, что нынешнее правовое поле в краткосрочной перспективе не позволяет добиваться значительных перемен через мирное гражданское действие. Начать хотя бы с того, что контроль над выборным процессом оно ограничивает наблюдателями от партий и средств массовой информации. Это означает, что СМИ и партии должны будут стать воротами для входа наблюдателей от объединения избирателей в выборный процесс.
Кроме того, избирательное законодательство жестко регулирует возможности выдвижения кандидатов, что на выборах в Думу (которые на ближайшее время — пройденный этап), что на более значимых выборах президента. Иначе говоря, в марте мы вновь столкнемся с усеченным по формальным поводам списком претендентов, и какое-то количество их может быть подставными фигурами. Поэтому, реалистично говоря, весной власть, скорее всего, не изменится. Но в наших силах, чтобы при имеющихся у нее на руках козырях, она все-таки играла честно.
Все эти печальные реалии не должны, однако, приводить к недооценке гражданской инициативы. Она способна сформировать ответственность общества за соблюдение политиками правил игры, пусть пока что и несправедливых.
Следующий шаг, который должен последовать за усилиями такого максимально широкого «общества с неограниченной ответственностью» по контролю над процедурной чистотой предстоящих в марте президентских выборов, — это продолжение работы по оказанию давления на власть с тем, чтобы поменять и сами правила игры.
Кроме того, сейчас уже более или менее ясно, что состояние экономики вынудит власть перейти от популистской накачки социальных обязательств к ужесточению бюджетной политики. И тут будет важно, чтобы у общества прорезался голос, с помощью которого можно будет отстаивать интересы населения и здорового бизнеса, иначе это будет проделано за наш счет, а не за счет государственных монополий.
Такая кажущаяся неподъемной для политических партий работа требует перманентного гражданского действия, не срывающегося ни в политические интриги, ни в революционное насилие.