Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

День человека с дубинкой

Граждане не улавливают разницы между полицией и милицией

Мечта о хороших полицейских, которые придут на смену плохим милиционерам, пока не осуществилась.

Обещание продолжить реформу полиции, данное Дмитрием Медведевым через Twitter, в принципе обнадеживает. Хотя бы потому, что пока ее результаты неочевидны. Естественно, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, поздравляя сотрудников своего ведомства с традиционным праздником, рапортует об успехах. Но,

судя по опросам социологов Левада-центра, граждане этих успехов не заметили: 75% опрошенных считают, что полиция не стала «ни лучше, ни хуже», чем раньше.

Наверное, можно радоваться, что по сравнению с прошлыми годами уменьшился процент тех, кто отвечает «положение дел ухудшается». Это, скорее всего, отражает оценку демонстративной попытки властей остановить деградацию органов внутренних дел с помощью законодательных новаций. Но важнее то, что доверия к полиции в обществе ничуть не больше, чем к милиции, то есть унизительно мало.

Можно, конечно, сказать, что прошло слишком мало времени, чтобы люди почувствовали изменения к лучшему. Но эти надежды выглядят слишком смелыми. Дорогостоящая реформа (в 2012 году на нее выделено 138 млрд, в 2013-м – 189 млрд) в общем-то не затрагивает фундаментальных пороков системы.

Да, резко повышаются зарплаты в ведомстве, проведена массовая переаттестация, которую не прошла пятая часть сотрудников (впрочем, этот процент драматически мал среди высших чинов: там таких только 6%). Но, во-первых, сохранена жесткая централизация МВД. Во-вторых, в неприкосновенности осталась «палочная» схема отчетности, в которой главное – раскрываемость преступлений.

«Вертикаль власти» в полиции означает вовсе не неусыпный контроль над соблюдением законности. Такой контроль в замкнутой бюрократической структуре, да еще при российских масштабах и разнообразии территорий невозможен, разве только в рамках кампании. Да и то он обречен превращаться в формальность.

Между тем эта структура, обладающая силовым потенциалом, превратилась (и не могла не превратиться) в систему кормлений, коррумпированную снизу доверху. И эпизодическое самоочищение здесь ничего не изменит, тем более что часто переаттестации проводить невозможно: не хватит кадров.

В законе о полиции вроде бы сделана попытка как-то разомкнуть систему, введя требование об отчетах перед населением; и соответствующий приказ по министерству есть, и шеф столичного ГУВД Колокольцев уже отчитывался. И вот именно такая откровенная симуляция обратной связи полиции и граждан настраивает на очень пессимистический лад: ведь это не что иное, как подмена общественного контроля и выборности полицейских начальников бюрократической процедурой. Между тем реальная зависимость полицейских органов от местных общин как раз могла бы изменить сами эти органы к лучшему.

То же можно сказать о системе отчетности, основанной на раскрываемости преступлений. Структуре таких масштабов и пропорций, как МВД, необходим подобный способ оценки и поощрения своих сотрудников. Однако о порочности этой отчетности в голос говорят сами полицейские. Началом настоящей реформы мог бы стать как раз отказ от нее и переход к оценке работы по данным об уровне преступности, а не о выполнении плана по поимке граждан.

Но ничего похожего не только не закладывалось в «революционный» закон о полиции, а даже и не обсуждалось всерьез.

Когда Медведев обещает продолжить реформу, он и намека не дает, что дело пойдет как-то иначе, чем шло до сих пор. Разве что высшее политическое руководство страны готовит такой кульбит в строжайшей тайне…

Все это игра с огнем. Когда общественное возмущение плохими милиционерами или полицейскими меняется на ненависть к «псам режима» и «оккупантам», встает вопрос о легитимности государства как такового. Страна без полицейских – это на самом деле кошмар. Так что очень хочется хоть каких-то оснований для мечты о хорошем полицейском.

Новости и материалы
ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией
Россиянам назвали посуду, которая меняет вкус пищи
Ливанский политик обвинил западные страны в искажении фактов о конфликте на Украине
Экс-сотрудник СБУ раскрыл, когда Украина стала считать Россию главным противником
В США заявили об ограниченных возможностях помощи Украине
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Воздушная тревога распространилась еще на три региона Украины
Россиянам рассказали, как изменится плата за коммуналку в 2025 году
Российские бойцы оборудовали полевую мастерскую в зоне СВО для модернизации дронов
Все новости